15 апреля 1998 года компания «Евролайнс», российское дочернее предприятие эстонской фирмы Lux Express, открыла автобусный маршрут между Петербургом и Таллинном. Это была первая регулярная автобусная линия перевозчика с утвержденным расписанием, которая появилась между двумя городами. Об истории самого первого рейса, который отправился из Петербурга, рассказывает заместитель генерального директора АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) Эдгар Пфау.
Эдгар, Вы тогда уже работали в компании. Расскажите, почему было принято решение открыть линию, связывающую Петербург именно с Таллинном?
В России сейчас работает дочернее предприятие эстонской компании Lux Express Estonia – компания «Евролайнс».
Тогда, в 1990-е, основатель эстонской фирмы Хуго Осула решил открыть дочернее предприятие в Санкт-Петербурге. Ведь для того, чтобы связать наш город с любым зарубежным пунктом, необходимо иметь не только иностранную фирму-перевозчика, но и российского паритетного партнера, которым и стало ЗАО «Евролайнс». Так появилась наша линия Петербург-Таллинн, которую мы открыли в 1998 году.
В то время в Петербурге было много перевозчиков, которые совершали похожие рейсы?
Нет, их было не очень много. На этом направлении тогда работал «Автобусный парк №1» — филиал «Пассажиравтотранса», который сегодня обслуживает городские маршруты в Петербурге. Рейсы между Эстонией и Петербургом выполняли также некоторые эстонские компании из Тарту и Кохтла-Ярве. В Санкт-Петербурге мы были фактически первой частной российской компанией, которая вышла на рынок международных регулярных перевозок.
До 2010 года мы выполняли рейсы под широко известным в Европе брендом Eurolines. Затем был создан бренд Lux Express — руководство группы компаний решило предоставлять пассажирам услуги более высокого уровня на современных комфортабельных автобусах.
А какой автобус отправился в первый рейс?
Это был стандартный автобус Scania с номером В708КУ78, такие автобусы использовались в то время в европейских странах для заказных и регулярных перевозок. Сейчас наши автобусы изготавливаются по специальному заказу, они отличаются от автобусов серийного производства индивидуальным подходом перевозчика к стилю и оснащению салона. Примечательно, что и тогда, 21 год назад, та самая Scania тоже выделялась среди автобусов, которые перевозили пассажиров на междугородних российских линиях.
Чем именно?
Это был 49-местный автобус с удобными креслами. Он не отличался от тех, которые ездили по Европе. Внутри салона имелись микроволновая печь и чайник, где можно было разогреть обед, приготовить чай или кофе. Конечно, тогда еще не было наших фирменных экранов с фильмами и развлечениями, они появились только в 2014 году. Чтобы поездка проходила веселее, в салоне располагались 2 монитора, на которых показывали фильмы.
И сколько человек отправилось в путь?
Первое отправление было 15 апреля в 7 утра с площади Балтийского вокзала. Пассажиров было, конечно, не так много – человек шесть, и среди них первый генеральный директор российской компании. Клиенты нарабатываются годами. Тогда люди еще не знали о том, что мы начали работать. Со временем количество пассажиров росло, и сейчас, например, во время праздников или летнего сезона нам часто приходится вводить дополнительные рейсы между Таллинном и Петербургом.
Водители с первого рейса еще работают в компании?
Уже нет. Кто-то ушел работать в другие компании, а кто-то на пенсию. Сейчас работают несколько водителей, которые пришли к нам в 1999-2000 годах.
Кстати, их было двое, как и сейчас? Или тогда хватало одного водителя?
На международных рейсах обязательным является соблюдение требований ЕСТР (Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств на международных линиях), которые с 1998 года практически не изменились. Так что на всех наших рейсах между Санкт-Петербургом и Таллинном всегда работают два водителя. Водитель за рулем может провести не более 9 часов в сутки с перерывом не менее 45 минут.
Сколько автобусов изначально работало на линии? Один, два… Все одной модели?
Сначала один, затем по мере роста популярности маршрута мы стали добавлять примерно по два рейса в год. В итоге пиковой точкой стали 2000-е, когда мы совершали около 12 отправлений в день в каждую сторону. Сейчас их 8, ежегодно летом добавляется 9-й. Но стоит понимать, что 15-20 лет назад мы были практически единственным перевозчиком на этой линии, а сейчас на рынке достаточно много компаний, и такое количество рейсов для нас уже не оправдано. К тому же в какой-то момент мы вступили в конкуренцию сами с собой, и решили оптимизировать расписание.
Был ли какой-то символический жест при запуске нового рейса (как, например, о борт нового корабля разбивают бутылку шампанского)?
Если разбить ее об автобус, то это будет ДТП (смеется). Никакой специфической традиции нет, но мы всегда отмечаем эти события какими-то символическими подарками для наших пассажиров — это может быть сувенир или шоколадка. В 1998 году информации было мало, так как интернет еще не был распространен, и мы организовали продажу билетов на Балтийском вокзале. Автобус также уходил оттуда, непосредственно от автобусной остановки. И руководство Балтийского вокзала любезно разрешило сделать объявление по громкой связи: «Отправляется автобус на Таллинн». Мы посчитали это добрым знаком.
Места отправлений остались прежними?
Какое-то время автобусы отправлялись с Балтийского вокзала. В 2005 году всех перевозчиков обязали начинать рейсы с автовокзала на Обводном канале. Однако, мы все равно заезжали на Балтийский вокзал, потому что это место знали все пассажиры, и до него было удобно добираться на метро. Затем вышел закон о транспортной безопасности, который окончательно обязал перевозчиков производить посадку-высадку пассажиров только в местах, утвержденных как объект транспортной инфраструктуры. В Петербурге это автобусный вокзал на Обводном канале, все наши рейсы отправляются с него и прибывают именно сюда. В Таллинн же мы всегда приезжаем на автовокзал.
В каких городах тогда останавливался автобус? И как изменился со временем маршрут?
Как правило, промежуточные остановки были такие: Кингисепп и иногда Ивангород с российской стороны, а на территории Эстонии — Нарва, Силламяэ, Кохтла-Ярве, Йыхви, Раквере. Сейчас остался только один рейс, который следует по маршруту 1998 года. Это чуть дольше, но он популярен у туристов.
Изменилось ли время, которое пассажиры проводят в пути из Петербурга в Таллинн?
В настоящее время мы выполняем в основном экспресс-рейсы, которые заезжают только в Йыхви или Нарву, к тому же мы не делаем остановок в магазинах Duty Free. В Петербурге появились Западный скоростной диаметр и КАД, которые сократили путь в город или из него. За счет всего этого время в пути сократилось примерно на час.
Как изменились сами автобусы за 21 год?
До 2010 года, пока мы работали под брендом Eurolines, у компании были различные автобусы: Scania, Volvo, Mercedes, и даже китайский Yutong. В Германию ходили достаточно удобные для дальних расстояний Setra. Затем, когда мы приняли решение работать под брендом Lux Express, то остановили свой выбор на автобусах Scania, потому что у компании были гибкие условия и возможность воплотить наши идеи.
Наши автобусы производятся по индивидуальному проекту на испанском заводе Irizar: в салоне увеличены расстояния между креслами, установлены индивидуальные мониторы для пассажиров, аппарат для приготовления горячих напитков и туалет. Два года назад в нашем парке появились 16-местные микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter, которые выполняют рейсы на линии СПб-Йыхви под брендом Lux Mini. На них очень удобно ездить в города Восточной Эстонии за счет быстрого прохождения границы.
А кто разрабатывает проекты автобусов?
В головном офисе в Эстонии у нас есть молодая креативная команда, которая и занимается формированием требований и стандартов для наших автобусов. Мы понимаем, что для клиентов важен комфорт, и стараемся учесть все нюансы.
Поменялись ли правила прохождения границы за это время?
В целом, все осталось прежним. За исключением, наверное, прохождения эстонской границы по пути из России. Раньше там не нужно было для досмотра выходить из автобуса, но после реконструкции таможенного пункта правила поменялись. Хотелось бы также отметить оперативную работу российского пункта пропуска.
Что касается прохождения границы, не так давно изменились только правила декларирования товаров, появились ограничения по весу и стоимости. Наши пассажиры в основном туристы, бизнесмены, те, кто едет к родственникам или друзьям. Обычно они не провозят большое количество багажа и товаров.
Ездят ли знаменитости на ваших рейсах?
Достаточно часто на наших автобусах путешествует знаменитая советская и эстонская певица Анне Вески, у нее даже есть свое именное место в салоне. Встречаются различные театральные актеры. А однажды нашим рейсом из Таллинна в Петербург прибыла министр культуры Эстонии.
Источник: