Популярный японский новостной портал Yahoo News Japan со ссылкой на газету «Токио симбун» и сайт Norimono News (Транспортные новости) помещает интересный материал о том, что высокопоставленные представители администрации Сахалинской области и другие официальные лица приняли участие в большой медиа-презентации, проведенной 3 августа Центральным конструкторским бюро судов на подводных крыльях имени Алексеева в Нижнем Новгороде на западе России. В ходе мероприятия были обнародованы планы правительства Сахалинской области по созданию при поддержке федерального центра высокоскоростной морской транспортной сети, соединяющей остров Сахалин и Курилы путем внедрения на нее специальных морских летательных аппаратов типа «экранопланов»
Экраноплан — это общий термин для обозначения транспортных средств для перемещения над поверхностью, поддерживаемых за счёт аэродинамического экрана, образуемого при движении крыла на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. В Советском Союзе они начали разрабатываться еще с 1940-х годов. Это промежуточное транспортное средство между самолетом и надводным кораблем, которое может демонстрировать высокую скорость и грузоподъемность при использовании.
«Экранный эффект» здесь означает, что когда объект в форме крыла движется непосредственно над землей или водной поверхностью, на него влияют воздушные потоки, похожие на те, которые возникают и, например, при расстилании акриловой дорожки по ровной поверхности пола. Аппарат, движется над ровной поверхностью словно на магнитной подушке. Экранопланы до настоящего времени не получили широкого распространения. Правда, ими в последнее время всерьез заинтересовались американцы. Практически же внедрил его в применение только бывший Советский Союз. Его военный экраноплан проекта 903 «Лунь» стал известен как «Каспийский монстр».
В 1967 году американский разведывательный спутник обнаружил что-то вроде большого самолета недалеко от Каспийска в Дагестане на берегу Каспийского моря. Несмотря на то, что это был большой самолет, у него были какие-то маленькие и «коренастые» крылья, и на нем красовалась надпись «КМ» (что на русском языке означало «Корабль-макет») и флаг ВМФ СССР. Судя по всему, это был какой-то новый вид оружия, но даже американские спецслужбы не могли в то время сказать точно, что это такое. Экранопланы не были тогда хорошо известны на Западе. В те годы американцы даже не знали, что представляет собой новый аппарат — корабль или самолет. Находкой сразу же всерьез занялось ЦРУ, которое и установило, что это — новый вид оружия на основе экраноплана. ЦРУ же дало и новую расшифровку букв «КМ», назвав экраноплан «Каспийским монстром» за его гигантские размеры.
Контекст«Каспийский монстр» возвращается в стройiDNES.cz20.08.2015Российский экраноплан пугает ЗападCAN News15.08.2018Путин: мирным переговорам с Японией — да. Передаче ей Курил — нет! (Санкэй)Sankei Shimbun07.06.2021Японцы в изумлении: жизнь на Южных Курилах улучшается. Это неправильно! (Yahoo News Japan)Yahoo News Japan10.07.2021Японцы: Россия не должна сама строить на Южных Курилах курорты. Это незаконно! (Yomiuri)Yomiuri16.03.2021
В начале 1960-х годов проект большого боевого ракетоносного экраноплана был одобрен тогдашним премьер-министром Никитой Хрущевым и горячо поддержан министром обороны Устиновым, который был в то время ведущей фигурой в партии и вооруженных силах и широко осуществлял модернизацию армии Советского Союза.
Тогда и начались работы над большим экранопланом-ракетоносцем «Лунь» (тот самый «Каспийский монстр») и транспортно-десантным проектом А-90 «Орленок». «Лунь» имел взлетный вес 544 тонны, скорость около 500 км/ч, три сдвоенные ракетные установки «Москит», малую заметность для радаров и скрытность. Он мог подходить к кораблям противника на близкое расстояние. «Орленок» имел взлетный вес 144 тонны, быстро транспортировал до 100 десантников с полным вооружением и обеспечивал быстроту и скрытность десантных операций. Это были серьезные боевые машины.
Преимущества и недостатки экранопланов. Почему в СССР они широко не пошли в серию?
У советских военных экранопланов были безусловные преимущества. Это, прежде всего, высокая скорость (до 500 км/ч), которая не могла быть достигнута никакими кораблями. Советские экранопланы обладали гораздо большей грузоподъемностью, чем сравнимые с ними самолеты. Они отличались высокой топливной эффективностью и могли за счет этого иметь большую оперативную дальность действия. Экранопланы было очень трудно обнаружить при помощи тогдашних радаров, так как они летели над водной или земной поверхностью на сверхнизкой высоте, буквально в нескольких метрах от воды.
Но были у этих аппаратов и недостатки. Экранопланы были не очень маневренны, так как при поворотах нередко задевали пилонами воду. Хотя в ходе полета экранопланы потребляли относительно мало топлива, они требовали большой энерговооруженности и расхода горючего для обеспечения взлетов.
Кроме того, для их эксплуатации не подходила обычная военно-портовая инфраструктура, и необходимо было строить специальные портовые сооружения, что требовало огромных затрат. В силу этих и ряда других причин производство военных экранопланов шло не так, как ожидалось изначально.
Со смертью в 1984 году министра обороны Дмитрия Устинова, который был движущей силой программы строительства экранопланов, внимание к ним значительно сократилось. Здесь проявилась, в том числе, и особенность политического устройства бывшего СССР, в котором роль личности в различных проектах часто перевешивала даже разумные технические перспективы. Хотя изначально в СССР планировалось построить два тяжелых ракетных экраноплана серии «Лунь», но за период с 1983 по 1991 год в СССР был создан единственный экземпляр «Каспийского монстра», который был направлен для несения службы в 236-ю авиаэскадрилью Каспийской флотилии. В 2001 году он был исключен из боевого состава ВМС России.
Что касается военно-десантных экранопланов А-90 «Орленок», то их планировалось построить значительно больше — до 120 единиц. Военные были очень довольны эффективностью этих аппаратов и выступали за развитие этой линейки. Но из-за тогдашних финансовых трудностей было произведено только четыре «Орленка», и все они вошли в состав различных авиасоединений Каспийской флотилии. Однако к 2006 году были списаны практически без эксплуатации. Сейчас один из них демонстрируется «на вечном приколе» в парке «Патриот» в Дербенте в Дагестане. Сюда же, судя по всему, будет перемещен и единственный экземпляр экраноплана «Лунь», который с 2020 года проходит восстановление на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Неудачная судьба советских военных экранопланов сыграла свою роль
Кстати, что касается вопроса: «Является ли экраноплан все-таки кораблем или самолетом?», то по «конвенции о международных правилах предотвращения столкновений судов в море» он все-таки больше подпадает под категорию корабля, но в отношении таких аппаратов есть и много неопределенностей. В настоящее время Международное морское агентство как раз и рассматривает вопрос о правовом режиме для высокоскоростных морских судов. В прошлом Советский Союз спроектировал и создал прототип VVA-14, «самолета с вертикальным взлетом и посадкой, способного планировать над поверхностью моря, взлетать с воды и совершать полеты на большие расстояния», что наглядно демонстрирует сложность этой проблемы. В России существуют внутренние правовые нормы, которые рассматривают экранопланы как особую категорию транспортных средств.
По состоянию на 2021 год экранопланы в России все еще активно проектируются тем же Центральным конструкторским бюро судов на подводных крыльях имени Алексеева и строятся на той же судоверфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Известно, что некоторые из действующих аппаратов могут принадлежать частным физическим лицам. По данным упомянутого бюро, помимо гражданских судов заказы поступают от российской армии и армии Индии, но никакой подробной информации о сегодняшнем военном использовании экранопланов не дается. Есть сведения о том, что только за последнее время было создано 30 проектов экранопланов и построено до 40 экземпляров действующих машин.
Несмотря на активную разведывательную деятельность ЦРУ по «Каспийскому монстру» во время холодной войны, никакой существенной информации по нему американцами получено тогда не было, все было окутано завесой тайны, и многие детали стали известными только сейчас. И вот теперь можно себе представить, какую угрозу могло представлять это оружие для военно-морских сил флота США и Запада. Но тогда даже разрозненные данные о новом стратегическом советском оружии заставляли предпринимать дополнительные усилия по разработке средств противодействия ему.
Возможные планы России по созданию высокоскоростной транспортной сети на основе экранопланов на Дальнем Востоке и Курилах, где Япония ведет с Россией территориальный спор за северные острова (Россия не признает существования здесь территориальной проблемы), явно направлены главным образом на усиление позиции России по северным территориям. Редакция журнала Norimono News считает, что целесообразность осуществления такого проекта весьма низка с точки зрения его экономической эффективности.
В 21-м веке эти экранопланные монстры кажется, играют прежде всего пропагандистскую роль, в которой политическим факторам отдается явное превосходство над факторами технологическими и экономическими.
Редкое фото ракетного удара боевого экраноплана «Лунь» проекта 903 можно посмотреть здесь.
Комментарии японских читателей
sup
Да, судя по всему, такие планы России, если и имеются, то служат прежде всего делу дополнительно демонстрации своего суверенитета над северными островами.
mal
Вообще-то эта идея русских совсем не лишена смысла. Ведь водные пространства вокруг Северного ледовитого океана, Сахалина и Камчатки замерзают. А с экранопланами не нужны ледоколы. Им все равно, над чем летать — над водой или льдом.
ite
Нам нужно бороться за свои северные острова! Почему мы не высаживаемся на них? Почему ждем всех этих российских программ с экранопланами по усилению своего контроля над ними?
kaz
Так вот каким оно было, советское чудо-оружие! Что же, вполне технологично!
q
Эта статья — это что? Блеф? Или угроза Японии?
aopotchi
Это из нашей Фукуоки до южнокорейского Пусана за 20 минут? А что, неплохо!
hiryu
Такую линию с Сахалина на северные острова можно использовать только летом? Ведь зимой Охотское море замерзает.
yoroshiku
Где-то видел это в компьютерных играх. Интересно!
alu
Советский Союз любил пугать Запад новым оружием.
А Запад действительно его боялся, как и этого «Каспийского монстра»!
Источник: