Балканы приобретают новое значение в глобальной конфронтации между США и Россией. Только так можно воспринимать отложенный визит президента России Владимира Путина в Белград. И пока Кремль откладывает визит Путина в Белград, близкий советник президента США Ричард Гренелл заявил, что Трамп «посетит Белград после победы на выборах». Это был бы второй визит Путина в Белград за 18 месяцев и третий за последние 8-9 лет; теперь этот визит приобретет серьезное символическое значение, что особенно важно Сербии.
Первый аспект этого визита был связан с тезисом России о том, что Запад пытается переписать историю Второй мировой войны, искажая исторические факты и недооценивая роль России/СССР в этих событиях. Вот почему Путин должен был приехать в Белград: нужно было показать, что Сербия — одна из немногих стран Европы, где ценят советский вклад в освобождение Старого континента от нацистской Германии. Малоизвестный факт, о котором сербские власти не упоминают, в том, что первыми в освобожденный Белград по приказу советского военного командования вошли болгарские военные, остается в стороне. Лавры достались советским военным, ведь это они были освободителями…
Второй аспект несостоявшегося визита Путина в Белград был наднациональным и связан с открытием крупнейшего на Балканах православного храма Святого Саввы, который строился почти 30 лет. Наши западные соседи считают, что Святой Савва по важности превзойдет цареградскую Святую Софию, которую этим летом президент Турции Эрдоган превратил из музея в мечеть. Давнишнее церковное противостояние между Вселенским и Московским патриархатом достигло кульминации два года назад, когда патриарх Варфоломей I подписал томос об автокефалии православной церкви Украины (ПЦУ). Вы спросите, как это связано с Сербской православной церковью? А как насчет того, что Россия помогает нашему западному соседу построить и придать сияющий вид «Святому Савве» за счет «Святой Софии» XV века, чтобы утереть нос Вселенскому Патриарху за ПЦУ и показать ему, что есть и другие центры балканского православия.
В начале 2019 года Владимир Путин посетил Белград и лично проверил, как идет установка мозаики в храме Святого Саввы. Спонсором огромных мозаичных панно, а также строительных работ является российская газовая компания «Газпром». «Газпром» вложил более 10 миллионов евро во внутреннюю отделку храма, на месте работают российские специалисты, которые вот уже более двух лет создают поистине невероятную мозаику «Святого Саввы». Эти два аспекта российского присутствия в Сербии и на Балканах должен был продемонстрировать Владимир Путин в октябре этого года. Чтобы избежать неловкой ситуации с отменой или переносом визита президента Путина, Белград посетит министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он прибудет в Белград после визита в Боснию и Герцеговину, а затем отправится в Грецию.
КонтекстWprost: как Макрон отдает Путину БалканыWprost29.10.2019Spectator: большая балканская сделка ТрампаThe Spectator08.09.2020Le Point: Россия умело разыгрывает карты на БалканахLe Point07.08.2020
После встреч в Сараево, где Лавров проведет переговоры с представителями боснийского коллективного председательства, он посетит автономную область боснийских сербов — Республику Сербскую. И в Сараево, и в Баня-Лука (столице боснийских сербов) его примет Милорад Додик, недавно ставший лидером в коллективном председательстве. Визит министра Лаврова в Боснию и Герцеговину имеет важный политический аспект, поскольку он проходит в свете 25-й годовщины окончания самого кровопролитного конфликта на Балканах во время распада бывшей Югославии и подписания Дейтонского мирного договора. Усилиями всего международного сообщества этот конфликт был остановлен и заморожен.
Визит Лаврова в Боснию и Герцеговину имеет серьезное региональное значение для будущего страны. В последние 10 лет ее лидер независимо от того, какую позицию он занимал, всегда высказывался о будущем страны довольно противоречиво. Недавно Додик сделал заявление, из которого стало ясно, что он об этом думает: «Босния и Герцеговина пока возможно. Республика Сербская навсегда». Второй посыл Додика состоял в том, что Босния и Герцеговина никогда не станет членом НАТО. Над этим усиленно работает Москва, особенно после того, как она позволила Черногории и Северной Македонии присоединиться к Альянсу.
Несколько дней назад премьер-министр России Михаил Мишустин подписал решение об открытии в Белграде представительства Минобороны России, которое будет иметь достаточно широкие полномочия и возможности в Сербии (почему не во всем регионе?). Представительство будет создано в соответствии с соглашением, подписанным президентами Владимиром Путиным и Александром Вучичем.
Глава российского представительства сможет решать вопросы, связанные с военно-технической сферой. В последние годы Сербия купила или получила в подарок от России истребители МиГ-29, боевые вертолеты Ми-17В и Ми-35М, а также танки и бронетранспортеры.
Сербия отказалась принимать участие в военных маневрах в Западной Беларуси, дав понять, что, несмотря на партнерство с Россией, она продолжит политику военного нейтралитета. Вучича ждет сложная шахматная партия с Москвой и Вашингтоном, и Пекин может стать третьим игроком, поскольку он будет стремиться к лучшему результату для своей страны.
После подписания в начале сентября этого года соглашения между Белградом и Приштиной Москва почувствовала себя в стороне от решения косовского вопроса. В договоре об экономической нормализации отношений Вашингтон сделал очень четкое заявление о том, где он видит Западные Балканы в будущем — в Западном полушарии. Одна из причин переноса визита Владимира Путина в Белград — раздраженность России Вашингтонским соглашением. Масло в огонь подлил и провокационный пост официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в адрес президента Сербии Александра Вучича, где был использован стоп-кадр из фильма «Основной инстинкт».
С приближением президентских выборов в США начинается перестановка фигур на балканской шахматной доске. Белград все чаще заявляет, что в гонке между Трампом и Байденом он поддержит нынешнего президента США, потому что видит в нем союзника и возможность получить реванш за потерянное Косово.
Столкновение между Вашингтоном и Москвой на Балканах также связано с технологическим противостоянием, о чем свидетельствует один из пунктов в соглашении Белграда и Приштины — приостановка поставок технологий 5G из Китая. С вовлечением Китая в американо-российскую конфронтацию на Балканах Пекин может присоединиться к Москве; как известно, у Поднебесной также есть своя политика в нашем регионе, от которой она вряд ли легко откажется.
В ближайшие месяцы напряженность на Балканах может спровоцировать конфронтацию, пусть и не горячую, в которой усиление резких тонов может подвесить регион в неопределенности. Очевидно, что впереди нас ждет битва за Балканы…
Источник: