The New York Times (США): уединенные общины на берегах дальной сибирской реки

С началом пандемии covid-19, когда во всем мире ввели ограничения на поездки, мы начали новейшую серию под заглавием «Мир в объективе». Фотожурналисты виртуально переносят вас в самые красивые и интригующие места нашей планетки. На данной нам недельке Эмиль Дуке знакомит читателя с выборкой фото из Сибири.

Каждое утро около 4 часов жительница удаленного уголка Западной Сибири Ольга Ворошилова со своим партнером Евгением Садохиным усаживается за потрескивающую радиостанцию русской эры и повторяет, чудилось бы, хаотичную последовательность цифр, передавая информацию с одной станции на другую.

«Шум 5. Шум 4. Как слышите? Я Шум 5. Гласите».

Это еженощная передача данных о погоде, которые собирают при помощи флюгеров и барометров, установленных вокруг их дома. А дом Ворошиловой и Садохина — это уединенная метеорологическая станция, стоящая на берегу дальной реки Кеть.

Эта пара вкупе со собственной дочерью Ксюшей и очередной семьей переехала на метеостанцию всего несколько недель тому вспять. Работу и квартиры в областной столице Томске они променяли на жизнь в глуши, вдали от остального мира.

На станции нет сотовой связи и веба. Часть продовольствия им присылают временами посылками из местного центра метеорологической службы. В коробку обычно кладут несколько плиток шоколада, которым метеорологи щедро делились со мной, когда я жил у их некоторое количество дней в июле 2016 года.

Тем в летнюю пору я путешествовал по реке Кеть, исследуя удаленные и уединенные общины, живущие по ее берегам.

Зигзагообразная и маленькая река Кеть была когда-то частью принципиальной транспортной артерии в Сибири. Когда в конце 19 века прорыли канал, она стала коридором, соединившим два самых больших в Рф речных бассейна — Обь и Енисей.

Погодные катаклизмы приводят в негодность сухопутные дороги, которые в летнюю пору преобразуются в непроходимую грязюка, а в зимнюю пору в непролазную ледяную корку. Расстояния там меряют деньками и недельками. А вот Кеть была надежным транспортным маршрутом — по последней мере, пока не выстроили Транссибирскую жд магистраль.

К началу 20-го века весь пассажиропоток с запада на восток и назад (фермеры, торговцы, королевские войска) начал передвигаться по стальной дороге. А Кеть нужна была путникам все пореже и пореже.

Обитателям метеостанции удаленность реки отдала надежду на личную свободу. Но ранее этот изолированный регион в силу собственной отдаленности был местом для строительства тюрем. Нескончаемые километры лесной чащи охраняли заключенных надежнее, чем стенки и колющаяся проволока.

Почти всех политических диссидентов и революционеров высылали в ссылку в село Нарым, неподалеку от которого река Кеть впадает в Обь. В числе таковых ссыльных был сам Иосиф Сталин.

Когда Сталин возглавил Русский Альянс, он сохранил эту традицию, сослав сотки тыщ человек в необъятные и безлюдные районы севернее Томска, в том числе в Нарым.

Сейчас их потомки составляют значительную часть населения Нарыма.

В деревне Айдара, находящейся на берегу Кети, живут староверы. Это религиозное течение, отколовшееся в 17 веке от Российской православной церкви в символ протеста против церковных реформ. Староверы составляют огромную часть населения Айдары, численность которого приблизительно 150 человек.

Староверов за их религиозные убеждения подвергали гонениям в королевской Рф и притесняли в советскую эру. В итоге они разошлись по всей стране, поселившись в самых уединенных ее уголках.

Для их расстояние было защитой.

Я возвратился на реку Кеть в январе 2018 года, когда температура в этих краях держалась в границах от минус 30 до минус 45 градусов. Река перевоплотился в петляющую и крепкую ледовую дорогу. Обитатели Нарыма сверлили дыры на замерзшей поверхности Оби около места впадения Кети, забрасывали туда сети и ожидали, когда в их попадет рыба.

Выше по течению в поселке Катайга, где нет моста, лесозаготовители ожидали, когда река перевоплотится в крепкую ледяную дорогу. Тогда грузовики с заготовленной древесной породой сумеют, в конце концов, пересечь ее и поехать на пункт сдачи.

Но когда я в 1-ый раз пришел на местную лесопилку, там никого не было. В тот денек директор заместо бригады рабочих узрел на собственном столе кучу написанных от руки больничных листов. «Похмелье», — немногословно растолковал он.

На соблюдение религиозных обрядов тут тоже влияет отдаленность этих мест.

В самой Катайге неизменного священника нет, и потому Российская правоверная церковь по идее обязана часто присылать батюшку из примыкающего села. Но до примыкающего села 6 часов езды (по дороге и паромом), и потому духовенство возникает тут изредка. В отсутствие священника часть его обязательств исполняет жительница Катайги Марина Просукина. Она проводит воскресную службу, читает молитвы и совершает елеопомазание верующих.

Обычно в Российской православной церкви дамы занимаются наиболее мирскими делами: подметают полы, продают свечки и ведут занятия с детками. Священниками в православии являются только мужчины.

Но такие строгие правила не действуют на берегах дальной Кети, и потому на данной нам реке сформировалась свобода другого рода.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий