Задержание белорусского оппозиционера Романа Протасевича в Украине начинают обсуждать с другой стороны. Выяснилось, что один из руководителей телеграм-канала «Нехта» был близок с полком «Азов» на Донбассе.
Однозначно он был в расположении этого подразделения во время боевых действий. А, по некоторым данным, он и лично воевал. Хотя в самом «Азове» сейчас это официально отрицают.
«Страна» проследила украинскую часть биографии Протасевича.
Валил Ленина на Майдане
О том, что Роман Протасевич участвовал в акциях протеста на Евромайдане, он рассказывал сам в интервью российскому журналисту Юрию Дудю еще в прошлом году.
«Мне было интересно, как все это работает. И вообще интересно, когда такие события на расстоянии. Одна ночь поездом — и там все иначе», — говорил Протасевич.
По его словам, на Майдане он провел неделю и вернулся в Беларусь после того, как пострадал от действий «Беркута».
«Потом мне «Беркут» разбил голову, и пришлось возвращаться в Минск. Потому что, конечно, в Украине я не смог бы получить никакой помощи. Я помню, что после одного из разгонов, когда и мне прилетело, меня погрузили в скорую с отравлением газом, но увидели белорусский паспорт — порвали медзаключение и сказали: «Все, ты здоров. Выходи», — рассказал белорусский оппозиционер.
Отметим, что журналистам во время «Майдана» тоже доставалось от силовиков.
Но, преимущественно, травмы и увечья были уделом майданного актива, который входил в боевые столкновения с милицией.
О том, что Роман не просто наблюдал, говорит и эта фотография. Как утверждается, она сделана у разбитого памятника Ленину на Бессарабке в Киеве. Протасевич на ней улыбается, показывает пальцами знак победы (V) и обернут в красно-белый флаг белорусской оппозиции.
То есть явно поддерживает то, что происходит. Причем на Майдане он, судя по этому фото, был уже в начале протестов (Ленина свалили 8 декабря 2013 года).
«У меня были ранения». Что Протасевич делал на Донбассе
В многочисленных интервью Роман и сам говорил, что год провел в зоне боевых действий на Донбассе — но исключительно как журналист. При этом он сам говорил, что «у меня были ранения».
Поддерживающий Лукашенко белорусский журналист Григорий Азаренок утверждал, что Протасевич отправился на Донбасс летом 2014 года.
Благодаря знакомству с главой украинского «Национального альянса» Игорем Гузем, который ранее задерживался в Беларуси за акции протеста, Протасевич и попал в «Азов».
«По его предложению вступил в батальон „Азов», где прошел спецподготовку по рукопашному бою, стрельбе из огнестрельного оружия, штурмовым действиям, диверсионно-подрывной работе. Зимой 2015 года дослужился до заместителя командира связи второй ударно-штурмовой роты. Содействовал получению польского и американского финансирования на нужды „Азова»», — утверждал Азаренок.
КонтекстDelfi: литовский профессор расшифровал послание ПротасевичаDelfi.lt26.05.2021Протасевич из СИЗО: проблем со здоровьем нет, даю признательные показания (Салiдарнасць)Салiдарнасць25.05.2021БН: поимкой Протасевича Минск запугивает политических враговБелорусские новости25.05.2021По его словам, Роман в «Азове» имел позывной «Ким».
Доказательств такого карьерного роста журналист не приводил. Однако факт причастности Протасевича к «Азову» на днях подтвердился после того, как его фотографию нашли на обложке официального журнала полка под названием «Черное солнце».
В соцсетях начали активно обсуждать эту фотографию.
«Да, на фото тот самый Роман Протасевич. Белорусский пропагандист и подстрекатель массовых беспорядков, которого сняли с самолета в Минске.
Да, это форма „Азова» — неонацистского батальона, который участвовал в конфликте на Донбассе на стороне украинского правительства.
Да, это пропагандистская газета батальона „Азов». С неонацистскими символами и так далее.
Газета называлась „Черное солнце». Черное солнце (нем. Schwarze Sonne) — это эзотерический оккультный символ, широко используемый современными нацистами.
Да, Протасевич служил в „Азове».
Это вчера подтвердил бывший командир „Азова» Андрей Билецкий. Вот прямая цитата:
„Да, Роман действительно вместе с Азовом и другими военными частями боролся против оккупации Украины. Он был с нами в Широкино, где получил ранения. Но его оружием как журналиста был не автомат, а слово».
Хотя на этом фото мы видим не слово, а все-таки автомат. А теперь сложим два плюс два и сделаем выводы», — пишет юрист Алексей Романов.
Номер журнала от 3 июля 2015 года не содержит никаких упоминаний о Протасевиче. Зато там критикуются американские конгрессмены, благодаря которым приняли поправку о запрете помощи США полку «Азов», обвинив его в неонацизме.
В целом журнал, уже начиная с названия, которое отсылает к нацистским оккультным практикам и до яростной критики в адрес ЛГБТ на своих страницах — хорошо характеризует красующегося на его обложке Романа Протасевича.
Хотя то, что Роман — человек правых националистических взглядов, было известно уже давно. Накануне Майдана он состоял в «Молодом фронте» — правоцентристской организации, которая вела уличные акции против Лукашенко и за уменьшение роли русского языка в стране. На них Протасевича неоднократно задерживали.
Но тем не менее остается вопрос — что Роман делал в «Азове»?
В сети ходит ролик, на котором отец Протасевича говорит изданию «Настоящее время» дословно следующее: «Дела заводили на сына еще в 2014 году, когда он был на территории Донбасса и воевал на стороне украинской армии».
Впрочем, после задержания папа Романа изменил свою позицию и заявил тому же СМИ, что его сын ездил в Украину как фотожурналист. «О том, что он воевал на Донбассе, я лично не знаю», — заявил отец главреда «Нехты».
Впрочем, пока линия на то, что Протасевич воевал на Донбассе — официальная в Беларуси. Президент Александр Лукашенко сегодня заявил: «Пусть западные защитники ответят: на какие спецслужбы работали двое задержанных? Кто платил подонку, который убивал людей в братской Украине?».
И, вероятно, это будет рассматривается белорусскими силовиками как отягчающее обстоятельство для Протасевича.
При этом в самом «Азове» участие Романа в боевых действиях не подтверждают. Хотя и не отрицают, что он постоянно приезжал в полк.
«Он был с нами в Широкино»
Бывший командир полка Андрей Билецкий описал участие «Нехты» в его подразделении так: «Да, Роман действительно вместе с Азовом и другими военными частями боролся против оккупации Украины. Он был с нами в Широкино, где получил ранения. Но его оружием как журналиста был не автомат, а слово».
То есть с одной стороны есть подтвержденные данные о ранении Протасевича, слова его отца об участии в боевых действиях и фото с автоматом и камуфляже.
Члены «Азова» с которыми переговорила «Страна», говорят, что в боевых действиях Протасевич не участвовал, но на позициях полка бывал часто.
«Он не служил в полку и в списках полка не числился. Роман неоднократно бывал на позициях Азова под Мариуполем в 2014 году. Он тогда работал журналистом оппозиционных белорусских изданий. Вполне вероятно, что он мог быть в группе иностранных волонтеров. В полку в эти годы неформально была такая группа из иностранных добровольцев. Которые подавались как доказательства „международной поддержки Азова». Некоторые из иностранцев воевали, но большинство из них не пускали на передок. Дело в том, что многие были под негласным наблюдением, контрразведка Азова опасалась, что в полк попытаются внедриться шпионы из ГРУ и ФСБ РФ. Группа напрямую подчинялась командиру полка и его пресс-службе. Но Рома Протасевич в боевых действиях участия не принимал», — рассказал один из членов Азова периода 2014-2015 годов Юрий К.
Ветеран «Азова» Алексей Буторин рассказал, что на передовой под Мариуполем он не помнит, чтобы Протасевич участвовал в боевых действиях.
«Были белорусы, под Казацким стояла их группа. Но такого парня не помню», — рассказал Буторин.
Еще один бывший член подразделения из Киева Виктор, вспоминает, что Роман Протасевич в 2015 году приезжал на вторую линию позиций Азова. Но непосредственного участия в боях не принимал, а работал в подразделении в качестве волонтера.
«Фото в газете Азова с похожим на Протасевича бойцом, скорее всего постановочное. Тогда он был в расположении, он часто приезжал в качестве журналиста. И был как бы своим для пресс-службы. Молодой, симпатичный. Вот и сняли его для заставки в газете», — уверяет киевлянин.
При этом данная заставка уже подвергается цензуре в Сети. Спецкор «Страны» Олеся Медведева, которая опубликовала пост о Романе Протасевиче на обложке «азовского» журнала, получила недельный бан в Facebook.
«Как и ожидалось, собственно! Нациков в фб порочить нельзя! Боятся правды, сильно глаз режет», — прокомментировала Медведева.
Источник: