Наша родина и Русский Альянс: Солженицын знал разницу (The Wall Street Journal, США)

«Сумасшедшая сложность ситуации состоит в том, что я не могу вступить в альянс с коммунистами, мясниками нашей страны, но и с неприятелями нашей страны я тоже быть не могу, — писал мой отец, Александр Солженицын, в 1982 году. — И все это время у меня нет Родины, чтоб поддержать меня. Мир большенный, а деваться некуда».

Величавый писатель сделал для себя репутацию самого непримиримого неприятеля коммунизма благодаря произведению «Архипелаг Гулаг» (1973 год) и огненным речам на Западе. Но, как свидетельствует приведенная выше цитата из его воспоминаний (сейчас в первый раз выходящих в свет на британском языке), уже во время прохладной войны он предугадал новейшую опасность: недоверие меж Россией и Западом может сохраниться и опосля краха коммунизма.

Вернемся в 2020 год. Все острые вопросцы меж Россией и Западом известны: программки вооружения, расширение НАТО, дело Юкоса, Косово, цветные революции, Украина, Крым, отравления, выборы.

Так можно ли переформатировать дела, если отыскать соглашение в этих конфликтных точках? Во время прохладной войны две наикрупнейшие политические партии США, занимая принципно антикоммунистические позиции, не смогли придти к согласию, но сейчас они в унисон поют о опасности непрестанно набирающего обороты русского национализма. В контексте «прохладного мира», царящего на протяжении четверти века, это событие  обнажает наиболее глубинные предпосылки недопонимания Рф и просит исследования их исторических корней.

В конце 1990-х годов, в первый раз прочитав эти воспоминания отца о прожитых на Западе годах, я посчитал спорными его размышления о конфликте меж Востоком и Западом, полагая, что им предначертано оказаться на свалке истории опосля сенсационного открытия Стального занавеса, падения Берлинской стенки и подписания контракта о контроле над вооружениями СНВ-1.

КонтекстParis Match: когда Солженицын возвратился в РоссиюParis Match01.07.2019Не жить во ереси: в Рф о нем до сего времени спорят (Aktuálně)Aktuálně.cz13.12.2018Rzeczpospolita: книжки Солженицына изменили представление о СССРRzeczpospolita11.12.2018

Но за крайние три года, готовя к публикации 1-ое английское издание этих томов, я понял, каким провидческим даром владел Александр Солженицын, предрекая «поворот обвинений против самой Рф». Раздраженные эмигранты 1970 годов подталкивали Запад к тому, чтоб созидать собственного настоящего неприятеля не в коммунизме, а в непоправимой Рф. Западные прогрессисты 1920-х годов сердито критиковали дореволюционную Россию за сопротивление большевизму, но чуть ситуация поменялась, Россию начали проклинать за то, что она оказалась порабощена большевиками. «Как это могло произойти?» — удивляется Солженицын.

В главе под заглавием «Российская боль» он утверждает, что «лишние, глупые военные деяния Рф в Европе» в XVIII-XIX веках заставили задуматься Запад, а ее закосневшее управление не сумело внять штатским «урокам открытости» Запада либо, по наименьшей мере, оправдать свои собственные деяния. В то же время в Европе фанатичные революционеры-изгнанники грубо искажали настоящее положение дел в Рф, представляя ее отсталой авторитарной кутузкой народов — и в отсутствие аргументированного опровержения этих утверждений приживались даже самые одичавшие преувеличения. На пороге XX века брутальный российский революционный терроризм, подстрекаемый раболепной интеллигенцией, получил поддержку националистического правого крыла, прибегавшего к насилию — и умеренный путь развития общества, который с 1906 года до собственной смерти в 1911 году прокладывал реформатор премьер-министр Петр Столыпин, оказался перекрыт.

Спустя 10-ки лет ленинский «большевистский бульдозер» раздавил всех, в частности, российских патриотов, стремившихся отстаивать классические ценности в рамках плюралистского общества. Тогда и пародия на российский патриотизм, проклюнувшаяся в 1960 — 1970-х годах, стала формой большевистского национализма, в согласовании с которой слово «бог» писалось со строчной, а «Правительство» — с большей, как гласил Солженицын. У «целительного, благотворного, умеренного патриотизма» моего отца — лишенного имперских амбиций и сосредоточенного на «сохранении народа» — никогда не было шанса укорениться в Рф. Его видение патриотизма было одиозным образом совмещено с «большевистским национализмом» и сделалось очередной инсинуацией на Россию со стороны мстительных эмигрантов, которых с лишней готовностью воспринимали на Западе.

Опосля краха коммунизма призыв Солженицына к покаянию, к подведению исторических счетов по эталону постнацистского Vergangenheitsbewältigung в Германии так и не был услышан. Потому официальная муниципальная поддержка мемориалов коммунистических репрессий и включение «Архипелага Гулага» в школьную программку в старших классах феноминальным образом сосуществует сейчас с губительным представлением, как будто Иосиф Сталин — основной мясник, уничтожавший российский люд — был русским патриотом, а Солженицын — основной неприятель угнетателей Рф — предателем.

Статьи по темеПолитика: распад СССР еще продолжаетсяПолитика15.10.2020Болгары о словах Горбачева о восстановлении СССР: снявши голову, по волосам не плачутФакти.бг09.10.2020Кто одолел бы в гипотетичной Третьей мировой войне?Binkov’s Battlegrounds19.09.2020

Логично потому, что на Западе оказалось размыто сколь-нибудь важное различие меж тоталитарным сапогом СССР и мягеньким авторитаризмом сравнимо вольной Рф, что он путает «русский» и «русский», не понимая 3-х веков русской истории и антинациональной сущности коммунизма. «»Российское» для «русского» — все равно, что «человек» для «заболевания»», — писал Солженицын. Как следствие данной размытости — беспримерный консенсус либерального общества и нелиберального правительства в Рф, которые не достаточно в чем сходятся, не считая того, что Западу Наша родина будет не приятна, что бы она ни делала.

Если цель западных политиков до этого времени состоит в том, чтоб привести Россию в общество вольных наций, они могли бы прислушаться к призыву Солженицына и вести взаимодействие с Россией по справедливости, в согласовании с плюсами и провалами сегодняшней политики, заместо того чтоб судить о ней, исходя из измышленной злостной исторической версии, ставящей крест на любом пути развития.

Государь Солженицын — дирижер, пианист и издатель воспоминаний Александра Солженицына, в том числе «Промеж 2-ух жерновов. Книжка 2-ая. Очерки изгнания в Америке, 1978-1994», которая обязана показаться в ноябре. 

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий