Вена? Может быть. Рейкьявик? Не исключено. Хельсинки? Ну…
Пока президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин готовятся к возможной личной встрече, их помощники пытаются окончательно определиться с лучшим местом для, вероятно, весьма напряженного мероприятия. Уже есть предложения от нескольких стран, горящих желанием организовать встречу. Но, как выясняется, идеальных вариантов мало — по самым разным причинам, от недавних войн до феерического выступления одного бывшего президента США.
«Такая встреча требует большой подготовки, она должна быть тщательно срежиссирована, — говорит Джулия Фридлендер (Julia Friedlander), бывший сотрудник Совета национальной безопасности Белого дома. — Если цель администрации Байдена заключается в том, чтобы убедиться, что Россия осознает фундаментальное неодобрение ее поведение со стороны США, организаторы должны подумать, как каждый аспект этой встречи, включая место ее проведения, будет выглядеть с точки зрения истории».
Проведение такой встречи — повод похвастаться, ведь к избранной стране по крайней мере на 24 часа будет приковано внимание всего мира.
Во вторник Байден сказал, что «надеется и ожидает» встречи с Путиным, когда в середине июня отправится в Европу, чтобы пообщаться с лидерами НАТО, G7 и ЕС. Путина на этих мероприятиях не будет, но, как замечают аналитики и бывшие американские чиновники, было бы логично, если бы Байден встретился с Путиным как раз в тот момент, когда будет недалеко от него.
Представитель Белого дома в среду отказался говорить больше, чем уже сказал сам Байден. Сотрудник российского посольства в Вашингтоне сослался на комментарий представителя Кремля в конце прошлого месяца, который отметил, что Россия формально еще не согласилась на встречу.
Как сообщают СМИ, ряд европейских правительств уже предложили провести встречу в лучших городах своих государств. Среди них — три страны, привычные к подобным событиям: Швейцария, Финляндия и Австрия. Эти три страны считаются в широком смысле «нейтральными» — ни одна из них не входит в военный альянс НАТО, чей рост Владимир Путин воспринимает как угрозу России и ее сферам влияния.
Бывшие чиновники из США и аналитики призывают, однако, не списывать со счетов и «темных лошадок», например, столицу Исландии Рейкьявик, столицу Чехии Прагу, столицу Словении Любляну или — а вдруг! — столицу Азербайджана Баку.
КонтекстFox News: Байден предложил Путину встретитьсяFox News14.04.2021Die Welt: Байден сделает все, чтобы не показаться мягким с ПутинымDie Welt15.04.2021Запад переживет и Трампа, и ПутинаThe Washington Post22.07.2018Из первых трех вариантов у Хельсинки, вероятно, меньше всего шансов, учитывая, что произошло, когда бывший президент США Дональд Трамп встречался там с Путиным в 2018 году.
На той встрече Трамп полностью соответствовал своей репутации человека, изо всех сил стремящегося угодить Путину. Он, казалось, согласился с Путиным, когда тот отрицал вмешательство в американские выборы в 2016 году. Позже Трамп пытался отречься от своих комментариев, но уже возникла огромная ответная реакция, причем со стороны обеих партий.
Пожалуй, поездка в Хельсинки могла бы дать Байдену возможность исправить ошибки Трампа. Однако некоторые бывшие американские чиновники и аналитики считают, что аналогии с Трампом повлияют на восприятие и просто затмят суть того, чего Байден и Путин надеются достичь в ходе встречи.
Этим двоим есть что обсудить — от войны на Украине до борьбы с изменениями климата. Отношения России и США не в лучшем состоянии, и в последние месяцы Москва и Вашингтон обменялись рядом карательных мер.
Белый дом принял пакет санкций против российских чиновников и выслал несколько российских дипломатов. Кремль ответил выдворением американских дипломатов и жестко ограничил численность сотрудников посольства США в Москве. Ранее Байден согласился, что Путина можно назвать убийцей. Путин в ответ зловеще пожелал Байдену «крепкого здоровья».
Тем не менее в телефонном разговоре в прошлом месяце Байден предложил Путину встретиться, намекая, что убежден: с такой мировой державой, как Россия, лучше поддерживать прочные связи, особенно во времена, когда столько международных угроз требуют сотрудничества. Эти угрозы включают и пандемию коронавируса. Ее активность в странах, претендующих на то, чтобы организовать встречу двух президентов, может стать еще одним определяющим фактором выбора места.
Некоторые чиновники в США и сторонние аналитики утверждают, что потенциальным местом проведения встречи может считаться Исландия. Добраться туда несколько сложнее, чем до других стран — кандидаток. Кроме того, Исландия — давний член НАТО, и это тоже усложняет дело. Вдобавок сейчас в непосредственной близости от Рейкьявика извергает лаву вулкан.
Но Исландия не впервые принимает такое мероприятие. В 1986 году в Рейкьявике состоялась знаменитая встреча советского лидера Михаила Горбачева и американского президента Рональда Рейгана. Они приблизились к заключению крупного соглашения по контролю над ядерными вооружениями, что позже стало считаться ключевым моментом последних лет холодной войны.
Баку стал бы чем-то вроде настоящей экспедиции, особенно для американской стороны. У Азербайджана прочные отношения и с Вашингтоном, и с Москвой, но это был бы весьма нестандартный выбор, так что шансы, что Байден туда поедет, невелики. Одна из причин — короткая война Азербайджана и Армении за Нагорный Карабах в прошлом году.
Скорее всего, визит Байдена в Баку оскорбил бы Армению, а также американцев армянского происхождения. А ведь недавно Байден пошел навстречу многим в этом сообществе, официально признав геноцид армян в начале XX века.
Словения в 2001 году уже проводила встречу американского президента Джорджа Буша и российского Владимира Путина, который тогда был в России относительно новым лидером. Буш и Путин встречались несколько раз, в том числе в Словакии. В 2017 году Словения предлагала себя в качестве места встречи Путина и Трампа, ссылаясь на то, что жена Трампа Мелания родилась в Словении.
Сейчас страна может сделать еще одну попытку, но с оговоркой: в 2004 году Словения стала членом НАТО, что снижает ее позиции в списке россиян. Хотя в 2017 году Путин, похоже, ничего не имел против — он только приветствовал предложение словенцев организовать встречу для них с Трампом.
Один американский чиновник, который хорошо разбирается в отношениях с Россией, утверждает, что Путина гораздо меньше, чем американцев или европейцев, заботит, куда ему ехать или не ехать. «Но он обожает скандалы и с удовольствием наблюдает, как США и Европейский союз тревожатся по поводу его визита на их территорию», — добавил чиновник.
Статьи по темеThe Spectator: Путин и Байден нужны друг другуThe Spectator03.05.2021Трамп: ладить с Россией – это хорошо, а не плохо! (WP)The Washington Post21.04.2021Властный лидер России появился и даже потанцевал на винограднике в Австрии, где играла свадьбу тогдашняя министр иностранных дел страны. Утверждалось, что приглашение Путина на свадьбу — чисто личное дело, однако оно привело к тому, что была поставлена под вопрос лояльность Австрии Европейскому союзу, осудившему вторжение России на Украину.
Другие специалисты, внимательно наблюдающие за Россией, говорят, что дело намного сложнее, чем просто догадки, поедет ли Путин в то или иное место. По словам одного аналитика из Вашингтона, надо учитывать историю отношений Путина с каждой отдельной страной, а не только то, входит ли эта страна в НАТО.
В 2010 году Прага стала местом встречи Барака Обамы и тогдашнего президента России Дмитрия Медведева (который тем не менее действовал в тени Путина). На той встрече Обама и Медведев подписали новый договор по СНВ.
Но в середине апреля Чешская Республика выслала десятки российских дипломатов, обнаружив новые свидетельства того, что именно Россия стояла за взрывом на чешском складе боеприпасов в 2014 году, убившем по крайней мере двух человек.
Россия приняла ответные меры, в том числе, как сообщается, поместила Чехию в список «недружественных стран». По данным ряда российских СМИ, в список также входят Соединенные Штаты и некоторые страны — соседки России, такие как Латвия и Эстония.
Дэниел Фрид (Daniel Fried), отставной офицер внешнеполитической службы США, среди чьих многочисленных заграничных командировок была и работа на должности посла в Польше, утверждает, что действия России от вторжений до кибератак, похоже, ограничили дипломатическое пространство для маневров Москвы — или для встреч.
«Они продолжают нападать и выводить всех из себя, — сказал Фрид. — Я бы предпочел решать наши проблемы, а не проблемы Путина».
Источник: