Давняя мечта об удешевлении стоимости перелетов между Украиной и государствами Евросоюза вскоре может стать реальностью. Совет ЕС согласился подписать соглашение об общем авиационном пространстве («открытое небо») осенью 2021 года.

Важное, но пока формальное событие на Украине оценили на самом высоком уровне. «Сделка даст возможность нашим гражданам получить дешевые билеты и расширить географию путешествий», — отметил президент Владимир Зеленский.

Это правда. Соглашение откроет украинский рынок авиаперевозок для компаний из ЕС. В конкурентной среде, как говорит экономическая теория, цены уменьшаются, поэтому выиграют потребители — украинцы, которые пользуются услугами авиакомпаний.

Впрочем, не все так однозначно. Отечественные перевозчики жалуются, что из-за дискриминационности отдельных пунктов соглашения они могут потерять позиции на рынке, причем как на украинском, так и на рынке Европейского союза.

История вопроса: семилетняя задержка в Гибралтаре

Соглашение об общем авиационном пространстве уже должно было работать. Представители Украины и ЕС парафировали его (подписали на уровне переговорных команд) в ноябре 2013 года. Однако «открытие неба» остановилось в шаге до финала.

Причиной стал трехсотлетний конфликт Великобритании и Испании относительно статуса Гибралтара. Официально эта территория на Пиренейском полуострове находится под юрисдикцией Ее Величества королевы Елизаветы, однако Испания считает своей ее часть — именно ту, на которой построен местный аэропорт.

Ключи от неба, или при чем тут Гибралтар

В 2014 году испанское правительство решило обострить спор. Без подписи всех государств — членов ЕС «открытое небо» оказалось заблокированным для всех желающих присоединиться к соглашению. Кроме Украины, в очереди оказались Армения и Тунис.

Решить трехсотлетний конфликт, как показала практика, можно за несколько месяцев. Свое слово сказали британцы, и это слово — Брексит. Британия начала отделяться от ЕС, и решение проблемы с Испанией перестало быть приоритетом.

Не только лоукостеры: когда заработает и что изменит «открытое небо» с ЕС

Лишь в январе 2021 года, когда завершился Брексит, процесс возобновился, и недавно история подошла к концу. Двадцать восьмого июня Совет ЕС утвердил четыре соглашения: с Украиной, Арменией, Тунисом и Катаром. Осталось лишь подписать документ.

По информации «Европейской правды», это может произойти двенадцатого октября 2021 года во время саммита «Украина — ЕС» в Киеве. В таком случае применение норм «открытого неба», скорее всего, начнется с первого декабря 2021 года.

Что предполагает «открытое небо»

КонтекстУП: как на Украине убивали «Белых лебедей»Українська правда29.06.2021Салiдарнасць: белорусская авиация под крылом РоссииСалiдарнасць04.06.2021Тяжелейший удар по мировой гражданской авиацииИноСМИ01.03.2021

Европейское совместное авиационное пространство — двустороннее соглашение между ЕС и третьими странами, устанавливающее общие стандарты безопасности и либерализующее рыночные отношения в сфере авиации. Проще говоря, документ предусматривает снятие ограничений на выполнение полетов между аэропортами Украины и стран ЕС. На первом этапе перевозчики смогут летать между любыми городами Украины и Евросоюза. То есть компаниям не придется ждать разрешения от Государственной авиационной службы. Достаточно будет договориться с аэропортами о слотах — периодах времени, в течение которых разрешены взлет и посадка воздушных судов.

Ручная кладь и багаж: правила перевозки Wizz Air, МАУ, Ryanair и остальных

Второй этап, вокруг которого ведутся дискуссии, даст возможность любой авиакомпании из ЕС выполнять регулярные рейсы на территории Украины. Никаких ограничений по использованию этого права иностранными перевозчиками не будет.

Это беспокоит локальных участников рынка, ведь они смогут выполнять рейсы только между городами Евросоюза и украинскими городами. Внутри ЕС будут действовать ограничения. Такой подход, говорят игроки рынка, является дискриминационным.

Чего боятся авиакомпании

Больше всего рейсов из Украины в ЕС осуществляют авиакомпании МАУ, Turkish Airlines и Ryanair. Последние две являются международными игроками, которые уже представлены на украинском рынке, поэтому соглашение об «открытом небе» не повлияет на их деятельность. Другое дело — МАУ, одним из бенефициаров которой является олигарх Игорь Коломойский.

«Чтобы обсуждать преимущества, которые будет иметь договор об «открытом небе», необходимо ознакомиться с текстом соглашения. Украинские компании и сегодня не имеют проблем с получением разрешений на полеты в страны ЕС», — говорит пресс-служба компании.

Регулярные рейсы в страны Евросоюза из Украины выполняют также украинские компании Sky Up и Windrose. Другие украинские перевозчики летают либо внутри страны, либо по чартерным маршрутам в страны Ближнего Востока.

В пресс-службе перевозчика Sky Up, принадлежащего владельцам туроператора JoinUP! супругам Юрию и Татьяне Альба, отметили, что соглашение неравноправное.

«Авиакомпании Евросоюза получат доступ на внутренний рынок и смогут совершать перелеты внутри Украины, тогда как отечественные компании не будут иметь права летать между городами или странами ЕС, если хотя бы одной точкой на маршруте является украинский город», — отметили в компании.

Представители Sky Up убеждены, что в долгосрочной перспективе реализация соглашения будет иметь негативные последствия для украинских авиакомпаний и экономики. Выиграют от такого шага лишь представители бизнеса стран Евросоюза.

«Сейчас ситуация максимально отдалена от равноправной конкуренции, ведь в 2020 году европейские перевозчики получили многомиллиардные дотации (Lufthansa — девять миллиардов евро, Ryanair — шестьсот миллионов фунтов стерлингов, Wizz Air — триста миллионов фунтов стерлингов, — прим. авт.). Украина же такой помощи не предоставляла и не планирует, а значит, сделка будет выгоднее европейским перевозчикам», — уверены в Sky Up.

Что думают в аэропортах

Украинским перевозчикам будет трудно конкурировать с компаниями из стран Евросоюза, отмечают представители крупнейших аэропортов Украины.

«Сделка будет выгодна Украине тогда, когда наши компании сравняются в технических и финансовых показателях с европейскими. Украинский рынок открывается европейским авиакомпаниям и европейский должен открыться украинским», — говорит председатель совета директоров аэропорта «Киев» Денис Костржевский.

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и развитию инфраструктуры аэропорта «Борисполь» Георгий Зубко тоже отмечает, что либерализация в такой форме может привести к «разрушительной конкуренции» или к «усиленной конкуренции» и доминирования глобальных альянсов авиакомпаний.

«Может случиться так, что в зоне „открытого неба» останутся пять-шесть крупных компаний, которые при появлении конкурентов будут выдавливать их ценой, а затем возвращать цены на прежний уровень», — прогнозирует он.

Пассажиры выигрывают

Точно выиграют от реализации сделки пассажиры. «Соглашение создаст условия для появления большего количества авиакомпаний. Это расширит выбор и возможности планирования путешествий, а повышение конкуренции среди авиакомпаний будет формировать предпосылки для снижения цен», — заявил руководитель Украэроруха Андрей Ярмак.

«Это выгодно украинцам, поскольку на первом этапе приведет к снижению цен на билеты и к расширению маршрутов», — заявил Костржевский.

«Либерализация может благоприятно повлиять на благосостояние потребителей в форме снижения тарифов и определенного роста спроса на перевозки. При условии увеличения количества перевозчиков компании будут вынуждены в конкурентной борьбе за пассажиров снижать цены», — констатирует Зубко.

Соглашаются с ними и профильные эксперты.

«В условиях пандемии воспользоваться увеличением рейсов смогут только заробитчане, потому что для туристов до сих пор действуют ограничения. Цены на некоторых направлениях снизятся, но по сравнению с 2019 годом они и так существенно упали», — говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Авиационный юрист Андрей Гук предупреждает: ожидать снижения стоимости перелетов сразу после начала действия соглашения не стоит.

«Прежде всего, речь идет о технических стандартах и обязательствах Украины по унификации законодательства. План рассчитан не на один год. Речь идет о целом перечне европейских регуляций — от антимонопольных до технических», — говорит он.

Еще один очевидный плюс для пассажиров заключается в том, что соглашение предусматривает обязательную имплементацию Украиной директивы ЕС 261/2004 о защите прав пассажиров во время задержки и отмены рейсов.

Применение европейской практики, как отмечает avianews, позволит туристам получать от двести пятидесяти до шестисот евро компенсации за длительные задержки рейсов. Сейчас на такие компенсации пассажиры могут рассчитывать только в случае, если авиакомпания отменит рейс меньше чем за четырнадцать дней до вылета.

Источник: inosmi.ru