Когда мы, как религиозные фавориты еврейской, христианско-православной и мусульманской общин нашей страны, слышим, что международные СМИ говорят, как будто наша страна вовлечена в войну, в которой «христиане оказались в угрозы», мы ощущаем необходимость высказаться.

Может быть, мы исповедуем различные религии, но все мы одной национальности — азербайджанцы, — и на данный момент наша страна, как нам молвят, играет ту роль, которая в измышленной религиозной войне часто достается исламу.

Тот обостряющийся конфликт меж Арменией и Азербайджаном, который следит на данный момент весь мир, не носит религиозного нрава — независимо от того, как очень неким этого хотелось бы, — и Азербайджан совсем не играет роль «мусульманского захватчика». Азербайджан — это многоконфессиональная и многонациональная страна, где живет процветающее общество евреев-ашкенази, наша неповторимая община горских евреев, а также христиане с католическими, православными и армянскими традициями. В нашей стране даже ислам представлен не одной ветвью, посреди наших граждан есть как сунниты, так и шииты.

Армения — это совершенно точно христианская страна. Сейчас христианство там даже посильнее, чем еще 30 годов назад, когда — в ходе конфликта 1988-1994 годов, обернувшегося армянской оккупацией части территорий Азербайджана, — наиболее 300 тыщ азербайджанцев, в большей степени мусульман, были обязаны покинуть Армению, став беженцами.

В ходе той войны 700 тыщ азербайджанцев были обязаны бежать из Нагорного Карабаха и с прилегающих территорий, которые до этого времени находятся под оккупацией, хотя международное общество считает их частью территорий нашей страны.

Азербайджан не играет роль захватчика — мусульманского либо какого-нибудь еще, — роль, которую нам приписали. Там, где в прошедшем армянские и российские православные церкви умиротворенно соседствовали с мечетями, сейчас в Нагорном Карабахе открыты лишь армянские церкви. Остальные места религиозного поклонения были перестроены, повреждены либо совершенно снесены. Меж тем Азербайджан обосновал, что на его местности церкви, синагоги и мечети могут умиротворенно сосуществовать в одних и тех же городках.

Азербайджан совсем не дает прогнать тех, кто сейчас живет в Нагорном Карабахе. Он дает только возвратить туда тех, кого оттуда изгнали. Наша страна дает возможность получить автономию снутри легитимных границ Азербайджана тем, кто желает там жить в мире с иными религиями, культурами и народами. Наша страна дает возвратиться к прежнему состоянию — лишь сейчас для этого будет нужно вернуть разрушенное, а также больше решимости и рвения сделать взаимопонимание.

КонтекстHaqqin: французские фашисты отправляются вести войну в КарабахHaqqin.az03.11.2020Haqqin: Москва слезам Пашиняна не веритHaqqin.az02.11.2020Санкэй: азербайджанская стратегия использования дронов поражаетSankei Shimbun06.11.2020

Мы около 10 лет стремились — а крайние несколько недель с особенным усердием — соединить членов и общества авраамических религий. Основной раввин посетил и помолился с еврейскими семьями в жилых кварталах Гянджи, второго по размерам городка Азербайджана, когда он подвергся ракетному обстрелу. Архиепископ сделал ритуал на похоронах юного азербайджанского солдата-христианина, убитого на передовой, — тот боец был одним из огромного количества представителей нашего христианского общества, которые добровольно пошли служить в наших вооруженных силах. Величавый муфтий пробовал утешить почти все мусульманские семьи, потерявшие собственных близких. Мы все совместно молились. Наш долг как людей веры — быть совместно со всеми нашими народами, независимо от того, исповедуют ли они какую-то определенную веру либо нет.

Мы знаем, что остальные, включая тех, кто, как внушают нам СМИ, являются нашими неприятелями, тоже делают собственный долг. Лишь на прошлой недельке архиепископ Саак, один из 4 патриархов Армянской апостольской церкви, подтвердил, что «трагические действия на Кавказе не являются межконфессиональным конфликтом».

Мы возлагаем надежды, что мир не направит внимание на эту версию событий. Вести политические игры с религией весьма небезопасно, и не наименее небезопасно пробовать настраивать одну религию против иной.

Так быть не обязано. Поэтому что в Торе сказано: «Обожай близкого собственного, как самого себя» (Левит 19:18). В Библии сказано: «Возлюби близкого собственного, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22:39). Коран учит: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками» (4:36).

Мы предпочитаем оставлять политику политикам. Очень небезопасно, когда политики считают себя исключительными и когда они стараются показать исключительность собственной страны в религиозном смысле. Мы просим их тормознуть и снова поразмыслить. Они не ведают, что творят. Есть богатые и бедные страны, которые исповедуют христианство, магометанство, религия евреев и огромное количество остальных вер. Но мы должны держать в голове, что, когда мы просим благословения у Бога, в Его очах мы все равны.

 

Шнеор Сегаль — основной раввин евреев-ашкенази Азербайджана.

Его Преосвященство Александр (Ищеин) — епископ Российской православной церкви, архиепископ Бакинский и Азербайджанский.

Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Пашазаде — глава управления мусульман Кавказа

Источник: inosmi.ru