Особенная обстановка, исключительная методология. Французский институт публичного представления (IFOP) 2-ой год попорядку проводит опрос для Комитета светской республики, который вручает 5 ноября каждогодную премию светского общества. Публикация результатов пришлась на томные происшествия, так как Франция носит траур опосля серии исламистских терактов, а правительство намеревается поставить на голосование «законопроект о усилении светского страны».
Свобода слова, пространство религии в публичном пространстве, ислам и исламизм — таковы одни из самых острых вопросцев реального времени. Для наилучшей оценки состояния публичного представления IFOP провел исследование с привлечением 2-ух отдельных групп. 1-ая включала в себя 2 034 человек и представляла собой срез всего населения Франции (они были опрошены в конце октября). 2-ая была составлена из 515 людей мусульманского исповедания (август). Социологи растолковали такое решение рвением «получить надежные данные о определенной группы населения, чье мировоззрение играет центральную роль для исследования на тему проявлений религии в публичном пространстве и борьбы с исламизмом».
Раскол вокруг закона 2004 года
Опрос дозволил создать целый ряд познавательных выводов, как обнадеживающих, так и пессимистических. Что касается главных светских законов, необходимо признать, что они пользуются широкой поддержкой посреди населения: закон 1905 года поддерживают 88% людей, закон 2004 года (о запрете религиозной символики в школе) — 85%, а закон 2010 года (запрет ношения вуали) — 88%. Мусульмане в свою очередь настроены намного наиболее скептически и в собственном большинстве (56%) против закона 2004 года, который часто характеризуется как «исламофобский» исламистскими активистами и их беспристрастными союзниками. В остальных вопросцах эта дихотомия проявляется еще посильнее. Хотя 87% из их поддерживают закон 1905 года, 37% выступают за смягчение неких его качеств. Большая часть респондентов также выступают за не так давно прозвучавшие предложения правых, в частности о внедрении в школе неотклонимых уроков республиканских и светских ценностей с следующим экзаменом (82%) и сдаче экзамена на познание светских принципов для всех участников преподавательского отбора.
В IFOP не ограничились одними только юридическими качествами и попытались оценить восприятие светского страны французами. В нем наблюдаются значительные перемены. Так, 26% считают, что светское правительство предполагает в первую очередь «сокращение воздействия религий в нашем обществе» — эта цифра выросла на 17% с 2005 года! Сделалось ли это реакцией на звучные теракты крайнего времени? Данные указывают на то, что идет речь о устойчивой тенденции. «Разделение меж „брутальной» и „минималистической» концепцией светского страны сейчас сделалось довольно устойчивым в публичном мировоззрении, — гласит директор политического департамента IFOP Франсуа Краус. — При всем этом наблюдаются значительные перемены в пользу преставлений о том, что светское правительство значит культурную борьбу за сокращение воздействия религий в обществе, а также значимости религиозной принадлежности».
По словам социолога, эти перемены уходят корнями в «утверждение экзогенной религии (ислам), чьи проявления вызывают все огромную тревогу, в особенности в связи с защитой такового сексистского знака как вуаль. Это, наверняка, следует принимать как реакцию большинства населения на „повторную исламизацию» французов магрибского происхождения, рвение биться с общественными проявлениями религиозности, которых не было в 1980-х годах». Так, только 19% французов (против 32% в 2015 году) считают, что светское правительство предполагает в первую очередь «равенство всех религий». При всем этом таковой вариант избрали 30% мусульман и 41% тех из их, кому нет 25 лет. В конце концов 27% опрошенных считают, что светское правительство обеспечивает «разделение религий и политики», а 23% убеждены, что его основная цель — защита «свободы совести».
Культурный раскол вокруг религиозной символики
КонтекстNoonPost: Франция никогда не выступала против исламаNoonPost03.11.2020Valeurs actuelles: французская школа больна исламомValeurs Actuelles23.10.2020Самый приметный раскол посреди французского населения носит культурный, а не юридический нрав: он касается места религии в обществе. Хотя французы мусульманского исповедания в собственном большинстве поддерживают светские законы, они куда благосклоннее относятся к заметности религии в публичном пространстве: 75% одобряют ношение религиозной символики провождающими родителями во время школьных поездок (против 26% посреди всех французов), 69% сотрудниками личного сектора (против 78% посреди мусульман молодее 25 лет и 24% посреди всех французов) и 63% госслужащими (против 21% посреди всех французов), что означало бы отступление от правила о их религиозном нейтралитете. Не считая того, всего 22% французов согласны на открытое ношение религиозной символики юзерами госслужб (оно никак не запрещается законом), а 72% выступают за запрет уличных молитв. Еще одним признаком избирательного подхода мусульман к светскому государству сделалось то, что 81% из их выступают за введение дамских дней в городских бассейнах и разрешение на ношение там буркини (оба этих предложения были отвергнуты наиболее 75% французов).
В конце концов, IFOP задал целый ряд вопросцев о борьбе с исламизмом главный группе, которая опрашивалась уже опосля убийства Самюэля Пати. Таковым образом, эти данные по ответам мусульман наименее четкие по сопоставлению с августом, но некие могут быть очень показательными и, к слову говоря, подтверждают результаты самых крайних исследовательских работ. Так, 75% французов выступают за то, чтоб «отдать педагогам право демонстрировать ученикам картинки, которые представляют религиозных деятелей в карикатурном либо саркастическом виде, чтоб показать тем формы свободы слова». Посреди людей мусульманского исповедания за это выступают всего 36%. Роспуск исламистских ассоциаций BarakaCity и CCIF получил поддержку большинства населения (76% и 65%), но две третьих мусульман не согласны с ним. В конце концов, тандем Жана-Луи Бьянко и Николя Кадена критикуется за очень огромное потворство, а 72% французов выступают за «предназначение в управление Центра светского страны людей, которые участвуют в борьбе с воздействием религиозных фундаменталистов в обществе».
Наиболее половины юных мусульман ставят шариат выше законов республики
Завершим эту панораму пугающими цифрами в ответе на данный верующим вопросец: считают ли они «нормы и правила» собственной религии наиболее необходимыми, чем республиканские? У мусульман взоры разделились приблизительно поровну: 37% «совсем не согласны» с сиим, но 38% поддерживают такую точку зрения… Этот показатель добивается даже 57% в группе от 18 до 24 лет, что значит 10% прирост по сопоставлению с 2016 годом.
«Требование особенного статуса и прав набирает силу посреди французских мусульман, в особенности посреди молодежи, которая выступает за коммунитаризм», — вздыхает глава Комитета светской республики Жан-Пьер Сакун. По его словам, «перед лицом доминирующей в культурном плане коммунитаристской модели, которую продвигают США, Евросоюз и мусульманские страны, нашим республиканским институтам не удается утвердить свойства светского страны с точки зрения штатского мира, коллективной свободы и личной эмансипации». Таковым образом, рост числа инцидентов в школах неудивителен: большая часть юных мусульман открыто ставят шариат выше французских законов.
Источник: