В сложных отношениях Польши и Украины будущее за дамами? Массовая миграция синонимична не лишь межобщинной напряженности, то и ценному культурному обмену. С 2014 года в Польшу хлынул реальный поток украинцев (в различное время, от 1 до 2 миллионов человек), став ответом на нехватку рабочей силы в процветающей польской экономике. Это положило начало сближению штатских обществ 2-ух государств, которому также содействуют культурная близость и общее коммунистическое прошедшее.

Конкретно в таковой обстановке по инициативе мэрии Врослава (запад Польши) была сформирована «Польско-украинская феминатива», диалоговая платформа для феминисток 2-ух государств. Проект снискал нежданный фуррор: его конференции набрали до 20 000 просмотров в соцсетях.

«Все началось с необходимости организовать памятное мероприятие, — ведает зачинатель проекта Ольга Шребор. — Речь шла о годовщине контракта Йозефа Пилсудского [отец польской независимости] и Семечки Петлюры [один из украинских национальных героев]. Как и все исторические мероприятия, оно предполагало нечто вроде „мужской конвенции». Мы с сотрудниками произнесли для себя: „Почему бы не провести его без парней!» Мысль была воплощена на практике».

«Феминизированное место»

Опосля развала коммунистической системы польские и украинские политики придерживаются общей риторики по болезненным вопросцам истории 2-ух государств (войны, этнические очистки), часто без особенных результатов. За крайние годы даже наметился определенный регресс. «Диалог Польши и Украины с самого начала был глубоко маскулинизированным, — гласит украинская журналистка Алена Бабакова, которая уже 10 лет живет в Польше. — На официальном фото с крайнего официального визита президента Дуды на Украину единственная дама была портретом на стенке. Но, как ни феноминально, когда речь входит о штатском обществе, в идущих „снизу» инициативах по единству и диалогу активнее всего себя проявляют дамы. Это значит, что мы продвинулись бы намного далее вперед в примирении Польши и Украины, если б им занимались дамы».

«Дипломатия — очень суровое дело, чтоб оставлять его мужикам». Эта именитая фраза Акмарал Арыстанбековой, бывшего министра зарубежных дел Казахстана и посла в Париже, стала одним из лозунгов «Феминативы». Дипломатия рассматривается тут в наиболее широком смысле. «У нас сложилось воспоминание, что мы создаем невиданное место культурной дипломатии, — с энтузиазмом гласит Ольга Шербор. — Феминизированное место».

Цель — сломать запреты. Одной из литературных тем сделалось отношение дам к войне на фоне того, как Донбасс до этого времени оккупирован поддерживаемыми Россией сепаратистами. «Дамы платят на войне гигантскую стоимость, остаются одни, теряют мужей и отпрыской, — гласит участвовавшая в „Феминативе» ведущая Александра Матюшенко. — При всем этом точка зрения дам на сто процентов отсутствует в официальной риторике. На Украине все те, кто нелестно отзываются о „патриотическом виде» одинокой женщины-героини, которая ожидает супруга, сталкиваются с критикой, в том числе и со стороны дам».

Солидарность

КонтекстTVP Info: за что мы любим дам, и чем раздражают нас феминистки?TVP.INFO19.10.2020GW: феминистки могут отдать мужикам все, что тем не хватает в сексеGazeta Wyborcza27.09.2020Le Figaro: можно ли быть дамой, не будучи феминисткойLe Figaro02.08.2020У дам с обеих сторон границы один противник: патриархат. Вроде бы то ни было, он воспринимает в 2-ух странах различные формы. На Украине в традиционалистских регионах запада и центра существует мощное общественного давление, принуждающее к преждевременному браку. Тем не наименее в стране есть право на аборт и всеобщий доступ к контрацепции. В Польше соц давление слабее, но церковь играет значимую политическую роль, а законодательные ограничения абортов самые твердые во всей Европе.

Недавнешнее постановление Конституционного суда страны практически сделало аборт незаконным и повлекло за собой формирование необычного явления. «Украинки в первый раз массово вышли на улицу совместно с полячками, — подчеркивает Алена Бабакова. — Им обычно свойственен комплекс „Гостя», и они не чувствуют себя вправе высказывать свое мировоззрение по публичным вопросцам. Но в этом случае мы следили невиданную солидарность».

На конференциях «Феминативы» у данной нам солидарности были и почти все остальные проявления. «Рассказ о бытовом сексизме и женоненавистничестве по обеим сторонам границы, общий миграционный опыт полячек, которые ездили работать на запад и знают, каково быть работником второго сорта, — все это весьма сближает, — гласит Александра Матюшенко. — Хотя украинская иммиграция в Польшу смотрится все наиболее удачной». «В целом украинские дамы лучше интегрируются в общество, чем мужчины, — добавляет она. — При контакте с польскими городками почти все украинки меняют мировоззрение и освобождаются».

«Маленькие отличия»

«С обеих сторон границы у нас маленькие отличия в борьбе, — отмечает Алена Бабакова. — Украинкам приходится биться с давлением общества, которое навязывает им образ инфантильной куколки, чей фуррор измеряется соц статусом супруга. Полячки в свою очередь больше бьются за права на аборт и контрацепцию».

Вроде бы то ни было, в Польше и на Украине слово «феминизм» во многом сохраняет пренебрежительную коннотацию. Даже эмансипированные дамы не торопятся именовать себя феминистками. Муза «оранжевой революции» на Украине Юлия Тимошенко не упоминала права дам, чтоб не утратить популярность. В Польше феминизм открыто продвигают только левые партии, другими словами наименее 20% электората. Тем не наименее переступающая границы борьба за эмансипацию может набрать обороты.

 

Источник: inosmi.ru