Наша родина Путина и Турция Эрдогана оценивающе посматривают друг на друга на Кавказе, 3-ем возможном фронте опосля Сирии и Ливии.
Появившийся опосля распада СССР замороженный конфликт армян и азербайджанцев вокруг Нагорного Карабаха резко «оттаял» 27 сентября. В самых жестоких за крайние два десятилетия вооруженных столкновениях погибли 10-ки людей, в том числе огромное количество мирных обитателей. Не считая того, на их фоне обостряется соперничество Москвы и Анкары, которая поддерживает Азербайджан современным орудием и, может быть, наемниками.
Давнешние корешки конфликта
За три десятилетия этот небольшой горный регион площадью в 4 400 км2 и с популяцией в 150 000 человек (по большей части армяне христианского исповедания) практически не знал мира. Опосля распада СССР в 1991 году Нагорный Карабах назначил свою независимость от мусульманского Азербайджана, назвав себя «Республика Арцах». Вроде бы то ни было, этот шаг не был признан интернациональным обществом, и Баку до этого времени категорически выступает против него. Бои азербайджанцев (они стремились возвратить Нагорный Карабах) и армян (они оказывали экономическую и военную поддержку сепаратистам) унесли 30 000 жизней с 1988 по 1994 годы. Вспышки насилия эпизодически появлялись и опосля заключения перемирия в 1994 году. В 2016 году в столкновениях погибли около 100 человек с обеих сторон. Сейчас о масштабах эскалации насилия гласит обстрел Степанакерта (столица Карабаха) и применение военных дронов, которые демонстрируются в видеопропаганде.
Идет речь о застарелом конфликте, который уходит корнями в начало ХХ века. Для укрепления большевистской власти на Кавказе Сталин присоединил Нагорный Карабах с его армянским популяцией с Азербайджанской ССР. То же самое задело Нахичевани, азербайджанского анклава на армянской местности. «В течение 70 лет армянское население Нагорного Карабаха подвергалось дискриминации по отношению к азербайджанцам», — гласит представитель Арцаха во Франции Ованес Геворкян. Русская власть была глуха к многократным просьбам Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году на волне обещанных перестройкой реформ и свободы карабахские армяне вышли на улицы. Некое время спустя 500 000 проживавших в Азербайджане армян стали жертвами погромов и были обязаны уехать. Эти раны до этого времени не зажили, как и взаимная ненависть. Все это питает позабытую войну, которая становится частью «большенный игры» держав, в частности Турции и Рф.
Почему конкретно на данный момент?
«Армяне заинтересованы в статус-кво, а не этих вспышках насилия. В то же время Азербайджан и клановый режим президента Ильхама Алиева желают с помощью начатого 27 сентября пришествия на Нагорный Карабах укрепить внутреннее единство и напомнить о для себя интернациональному обществу», — гласит один западный дипломат. На фоне ухудшения экономической обстановки в стране в связи с падением цен на нефть и коронавирусом власти решили употреблять патриотическую мобилизацию для действия на население, которое при трудностях постоянно просит отчета от управления, считает иной эксперт. У Баку могло появиться рвение стереть из памяти беды военных в ходе июльских столкновений на границе с Арменией. Эти беды вывели из себя президента Алиева.
Русские и западные специалисты также отмечают турецкий фактор. Рвение Реджепа Тайипа Эрдогана представить себя фаворитом всех мусульманских и тюркских народов — ни для кого не секрет. Армения винит президента Турции в стремлении развернуть экспансионистскую политику на Южном Кавказе. Беспрекословная поддержка Азербайджана со стороны Анкары с 27 сентября отражает и значительную военную помощь, хотя 68% техники азербайджанских вооруженных сил произведено в Рф. Как отмечает спец веб-сайт Meta Défense, почти все видео военных операций, которые были размещены Минобороны Азербайджана, свидетельствуют о активной турецкой поддержке. А именно идет речь о применении не так давно заказанных Баку дронов TB2 Bayraktar, которые «очевидно управляются опытным, как следует, турецким персоналом».
КонтекстDie Welt: Эрдоган идет против Путина в Нагорном Карабахе — и очень рискуетDie Welt28.09.2020Panorama.am: турецких наемников увидели в Нагорном КарабахеPanorama.am04.10.2020Asharq Al-Awsat: эскалация конфликта в Карабахе — дело рук ТурцииAsharq Al-Awsat02.10.2020Cumhuriyet: с чем связана пассивная позиция Рф по КарабахуCumhuriyet01.10.2020
Новенькая вспышка конфликта в Нагорном-Карабахе, может быть, связана с ситуацией в Сирии (там планам Турции воспрепятствовало русское вмешательство) и Ливии (турецкие успехи там оказались очень ограниченными). «Как в Сирии, так и в Ливии, турецкая политика зашла в тупик», — считает политолог Илья Гращенков, объясняя тем рвение Анкары открыть на Кавказе третью зону возможной конфронтации. «Турция решила нажать на Россию, но не для конфронтации с ней, а ради укрепления собственных позиций в диалоге по Сирии и Ливии», — добавляет эксперт. Не считая того, Иран, 3-ий участник «карабахского треугольника», пробует укрепить позиции на Южном Кавказе, сделав ставку на Армению, собственного головного напарника в регионе. Как ни феноминально, по историческим и гуманитарным причинам (присутствие большенный азербайджанской общины) дела Исламской Республики с Азербайджаном (хотя большая часть его населения тоже составляют шииты) намного прохладнее, чем с Арменией.
Военные деяния начались сходу опосля окончания огромных русских учений «Кавказ 2020», которые были призваны показать ее контроль на южных рубежах. Это ставит в неловкое положение Кремль, который вкупе с большинством остальных столиц просит немедленного прекращения боев. Не считая того, Наша родина поддерживает тесноватые связи как с Арменией (союзник в ОДКБ), так и Азербайджаном (он вышел в 1999 году из данной оборонной организации постсоветских государств).
Обозреватели посчитали, что русские власти могли «закрыть глаза» на азербайджанское пришествие, продемонстрировав тем свое неприятие армянскому премьеру Николу Пашиняну: в прошедшем тот был проевропейским оппозиционером, что очевидно не по вкусу Москве. Пока никаких подтверждений этому нет. В любом случае «у Рф слегка многосмысленный подход к Нагорному Карабаху, — гласит ознакомленный западный дипломат. — Она разворачивает активные дипломатичные усилия, но в то же время поддерживает конфликт, который дозволяет ей сохранить воздействие».
Существует ли риск эскалации?
Кроме обычного «тумана войны», с обеих сторон слышится огромное количество заявлений националистического толка, которые никак не содействуют урегулированию данной очень изменчивой военной ситуации. Вроде бы то ни было, в этом взрывоопасном регионе мельчайший инцидент может повлечь за собой жуткие последствия. Заявление Армении о том, что один из ее Су-25 был сбит турецким F-16 вызвало опаски насчет резкого обострения конфликта 29 сентября. Анкара и Баку опровергли эту информацию. Еще одним тревожным моментом является присутствие в зоне нескольких сотен либо даже тыщ сирийских исламистских боевиков, которые были высланы Турцией для борьбы с армянами.
«Это новейший и весьма суровый момент, который тоже меняет расклад», — заявил в четверг Эммануэль Макрон. «1-ые деньки азербайджанского пришествия были отмечены интенсивными обстрелами Нагорного Карабаха, основным образом авиаударами. Но в тот денек, когда Азербайджан направит наземные силы на возвращение Нагорного Карабаха, — что еще пока не вышло — Наша родина и международное общество не дадут ему этого создать», — желает веровать Ованес Геворкян. В случае продвижения азербайджанских войск на армянскую местность Наша родина будет должна оказать военную помощь союзнику по ОДКБ. Тем не наименее «этот механизм солидарности будет неприменим в том случае, если Ереван направит свои войска в Нагорный Карабах, так как тогда Армения будет считаться агрессором», — подчеркивает военный эксперт Алексей Леонков.
«Наша родина — не союзник Армении против Азербайджана, а союзник Армении против Турции, которая представляет НАТО в очах Москвы», — припоминает ознакомленный источник. Не считая того, «если русские силы продемонстрируют приемущество над турецкими, Анкара обязательно воспользуется статьей 5 Североатлантического контракта, чтоб усилить оборону собственной местности», — пишет Meta Défense. «Риск эскалации реален, но региональные державы не заинтересованы в полной войне», — считает Ованес Геворкян. Наша родина держит в руках «главные карты», считает информированный западный дипломат. Он уверен, что Москва «наведет порядок», если ситуация начнет выходить из-под контроля.
Что еще может дипломатия?
Дипломаты вот уже 30 лет топчутся на месте в Нагорном Карабахе. Сформированная в ОБСЕ Минская группа под председательством Франции, США и Рф пробует с 1992 года предложить варианты урегулирования конфликта. Ее основная неувязка в том, как скооперировать принцип невмешательства и право народов на самоопределение. «Это диалог слепого с глухим. Мы имеем дело с 2-мя непримиримыми национализмами», — гласит прошлый западный участник переговоров. Вооруженное столкновение не решит вопросец статуса Нагорного Карабаха, убеждают те, кто уповает на возобновление дипломатичного процесса опосля самых жестоких боев за длительное время. Наша родина опять-таки может сыграть в этом главную роль. «Необходимо признать за Нагорным Карабахом статус, который стал бы сигналом для Азербайджана и показал ему, что у него нет права принимать решение о жизни и погибели населения», — призывает Ованес Геворкян.
Источник: