Киргизия: почему Китай не стал вмешиваться? (Eurasianet, США)

Евросоюз открыто поддержал президента Сооронбая Жээнбекова, выделив его «главную роль» в выходе из кризиса. Вашингтон опубликовал заявление, осуждающее «попытку организованных криминальных группировок оказать воздействие на политику и выборы». Кремль именовал ситуацию «беспорядочной» и сказал, что в контакте со всеми сторонами, а Владимир Путин направил в Бишкек собственного личного представителя с заданием организовать переговоры. Даже ООН пообещала навести делегацию для обсуждения ситуации с президентом Жээнбековым, тем косвенно признав его легитимность.

КонтекстHabertürk: в Киргизии все лишь начинаетсяHabertürk15.10.202024.kg: президент Киргизии ушел в отставку24.kg15.10.2020Асахи: в Киргизии за ночь сделали то, что в Белоруссии не в состоянии сделать два месяцаAsahi Shimbun14.10.2020

А Китай молчал. Короткое заявление на веб-сайте посольства КНР было просто ответом на вопросец, данный на каждодневной пресс-конференции в министерстве зарубежных дел Китая 5 октября, в 1-ый денек протестов. Представитель министерства просто «выражает озабоченность» и «уповает, что стороны разрешат делему».

Практическое бездействие Китая вызывает еще большее недоумение, беря во внимание, что, в отличие от США либо ЕС, КНР является соседом Киргизии, одержимым поддержанием стабильности на собственных границах, и глубоко опасающимся хаоса и соц волнений. Наиболее того, Пекин за достаточно куцее время стал наикрупнейшим кредитором Киргизии, и страны углубили политические дела, установив в 2013 году «стратегическое партнерство».

В дополнение, когда опосля вызванных дискредитированными парламентскими выборами беспорядков Киргизия погрузилась в хаос, несколько принадлежащих китайцам шахт подверглись нападению и захвату. Китайские бизнесмены сказали, что их преследуют даже дома.

Для страны, которая, может быть, рискует утратить больше других, если кризис не разрешится, заявление КНР является не лишь до неловкости мягеньким и лишенным каких-то важных деталей, что делает его просто применимым к хоть какой стране, столкнувшейся с подобными кавардаками, но также не подобающим восходящей державе и странноватым образом не согласующимся с интернациональным консенсусом.

В остальных странах Китай действует как сверхдержава. Как предвещал политолог Джон Миршеймер в начале 2000-х, ожидания Вашингтона, что финансовая либерализация Китая приведет к политической либерализации, не оправдались. Заместо этого Китай идет по стопам США и пробует стать самым могущественным государством в собственном регионе, азиатским гегемоном. Проводимая КНР милитаризация Южно-Китайского моря, брутальная позиция по отношению к Вьетнаму, Малайзии и Стране восходящего солнца, а также вооруженное столкновение с Индией в июне, подтверждают озвученный Миршеймером в 2005 году прогноз о том, что Китай «захотит диктовать примыкающим странам границы применимого поведения».

Так почему же Пекин не выслал в Бишкек министра зарубежных дел Ван И либо, еще лучше, головного дипломата Китая Ян Цзечи (который, будучи членом Политбюро, выше по рангу, чем Ван И)?

Схожее поведение, возможно, разъясняется одним из главных (и сейчас уже противоречивых) принципов наружной политики Китая — не вмешиваться во внутренние дела остальных государств. Хотя политика невмешательства могла быть логичной в 1954 году, когда она была сформулирована, и когда Китай имел не достаточно веса на интернациональной арене, с того времени почти все поменялось. Сейчас Китай является мировой державой, и он начал вести себя подходящим образом, включая вмешательство в чужие внутренние дела. Анонсы о брутальном поведении Китая поступают практически раз в день — из Австралии, Новейшей Зеландии, Канады и Германии.

Кто-то может указать на то, что Кыргызстан, как и вся остальная Центральная Азия, является сферой воздействия Рф. Хотя РФ согласилась бы с схожей оценкой, и в течение почти всех лет ее, чудилось, устраивало положение, при котором Пекин играл первую скрипку в экономических вопросцах, а Москва доминировала в сфере сохранности, в крайние годы Китай начал отходить от подобного разделения труда. Экономическому приемуществу Китая в регионе есть огромное количество документальных подтверждений, но в дополнение связи КНР с центральноазиатскими государствами все почаще включают и сотрудничество в области сохранности.

Двойственность политики Пекина связана с тем, что Коммунистическая партия Китая так и не усвоила за крайние десятилетия ряд институциональных и коллективных уроков. От культурной революции до площади Тяньаньмэнь, от проведенной президентом Си Цзиньпином зачистки критиков до угнетений в Гонконге в этом году — партии пока не понимает, как вести себя в запутанных политических ситуациях, даже когда игнорирование их лупит по ее стилю и интересам.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий