Gazeta Wyborcza (Польша): если немцы желали вывезти Янтарную комнату, это был крайний шанс

Интервью с Томашем Стахурой (Tomasz Stachura) — одним из самых активных поисковиков, занимающихся исследованием обломков кораблей на деньке Балтийского моря; управляющим экспедиции, которая нашла затопленный в 1945 году германский пароход.

Gazeta Wyborcza: Каким образом вы отыскали пароход «Карлсруэ»?

Томаш Стахура: В январе вышла моя книжка «Дорога погибели». Я описываю в ней операцию «Ганнибал», которую немцы провели в конце 2-ой мировой войны. Это была самая масштабная эвакуация по морю в истории. Цель состояла в том, чтоб спасти мирных обитателей Восточной Пруссии и остатки германской армии. Тогда я понял, сколько всего еще предстоит изучить. С командой «Балтиктех» мы избрали 5 затопленных россиянами, но до этого времени не изученных кораблей. Пароход «Карлсруэ» был самым увлекательным объектом: он с массивным эскортом вышел из Кенигсберга крайним. На его борту находилось 1 тыща человек. Меня весьма изумило, что мы до этого времени так не достаточно знали о этом судне.

— Как вы нашли пространство его затопления?

— Мы знали, что он обошел отмель Лавица-Слупская с севера. Россияне предоставили нам данные, которые докладывали пилоты, наносившие удары по провождающему «Карлсруэ» конвою. Там упоминалось 5 точек, которые находились друг от друга на большенном расстоянии. Таковой участок изучить было трудно. Мы решили при помощи электрического оборудования изучить те места, в которых, по сообщениям рыбаков, цепляются сети. В июне мы натолкнулись на осколки длиной 67 и шириной 10 метров, что соответствовало размерам «Карлсруэ». Тогда мы погрузились к ним в 1-ый раз, но условия были весьма сложными. В сентябре прошло 2-ое погружение и смогли идентифицировать пароход на базе фото, которые были в нашем распоряжении.

КонтекстЛох-несское чудовище КалининградаJyllands-Posten14.10.2017Опять Янтарная комната?Expressen02.10.2016В поисках знаменитой Янтарной комнатыSlate.fr10.10.2013

— Когда для вас пришла в голову идея, что «Карлсруэ» быть может связан с Янтарной комнатой?

— Когда мы начинали его находить, мы о этом не задумывались, но в определенный момент поняли, что это был крайний корабль, вышедший из порта Пиллау. Если немцы желали в крайний момент вывезли Янтарную комнату из Кенигсберга, иной способности у их не было. Остальные корабли, которые могли ее забрать, дошли до цели либо были затоплены, но их уже изучили. В замок в Кенигсберге Янтарную комнату привезли из Королевского села в ящиках и там не распаковывали. Для погрузки ее на корабль сложной логистической операции не требовалось.

— Что для вас удалось найти на «Карлсруэ»?

— В трюмах мы отыскали военную технику, фарфор и огромное количество ящиков, содержимое которых остается пока загадкой. Часть из их покрыта двухметровым слоем ила, мы не могли к ним добраться. Из документов следует, что «Карлсруэ» перевозил как минимум 360 тонн грузов. Для нас самым принципиальным открытием был сам корабль.

— Вы не боитесь, что к его осколкам начнут погружаться искатели сокровищ, которых привлекут слухи о Янтарной комнате?

— В первую очередь мы сказали о собственной находке в Морское управление, которое выдает разрешения на исследования обломков кораблей. Мы уже согласовали, что продолжим дискуссировать тему «Карлсруэ». Пока самая наилучшая защита — сохранение в тайне четких координат, а также глубина в практически 90 метров, на которой он находится. Следует помыслить, что созодать далее. У польского военно-морского флота есть техника, которая дозволяет погружаться на такие глубины. Мы возлагаем надежды, что мы, как группа штатских энтузиастов, сможем принять роль в последующих поисковых работах, но осознаем, что стоимость проф операции была бы большой.

***

Как вышло затопление «Карлсруэ»

Пароход «Карлсруэ» был построен в 1905 году на верфи в Бремерхафене. В собственный крайний рейс он отправился из порта Пиллау 12 апреля 1945 года. На его борту находились 150 военных, 25 железнодорожников и 888 беженцев. Совместно с членами экипажа — 1 083 человека. Не считая того, судно взяло на борт 360 тонн «возвращаемых продуктов» в ящиках и военную технику. С утра 13 апреля русская авиация нанесла по «Карлсруэ» удар с воздуха и затопила его. Совместно со всем грузом он ушел под воду в течение 3-х минут. Спаслись приблизительно 100 человек.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий