Люди гибли один за другим как с одной, так и с другой стороны. Тысячи тел лежали на земле. Можно было получить смертельную пулю из винтовки или пулемета. На расстоянии сотни метров снайпер мог нажать на курок и убить. Или могли заколоть штыком. А можно было просто замерзнуть насмерть.
Когда на улице стоит сорокаградусный мороз, сон во время караула мог закончиться трагической смертью. В комиксе «До Новгорода» (Hasta Nóvgorod) так много трупов, что у героев нет времени и возможности их похоронить.
«В результате наша оборона окончательно рухнула под сокрушительными ударами мороза», — сказал испанский солдат Теодоро Рекуэро Перес (Teodoro Recuero Pérez) родом из Эстремадуры. Во времена войны ему не было и тридцати. Испанец оказался в России в 1941 году, как и тысячи добровольцев Голубой дивизии, которую Франко направил на Восточный фронт для поддержки армии Адольфа Гитлера. Виктор Барба (Víctor Barba) создавал комикс на основе реальных событий. Он описал судьбы сотен испанских и советских солдат, которых направили сражаться не на жизнь, а на смерть, во льдах и снегах: «Я хотел показать главное, а именно насколько война бессмысленна и жестока. Сколько бы я ни старался, всё равно до конца не получилось».
Однако в этом комиксе понятно, каким адом была война. Кроме того, не только Виктор Барба создал комикс на основе этих событий. За последние недели вышли несколько комиксов, где в центре сюжета — страшная война и последствия. Всех авторов вдохновили реальные истории жертв и палачей, жизнь которых Вторая мировая война изменилась на до и после.
В комиксе «Сара» (Sara), автором которого стал Гарт Эннис (Garth Ennis), а художником — Стив Эптинг (Steve Epting), группа советских солдат, оставаясь в тени, пытается прорвать линию противника. Прототипом образа главной героини стала Людмила Павличенко, самая успешная женщина-снайпер в истории, на ее счету — 309 уничтоженных солдат и офицеров противника.
В комиксе «Пока хорошо» (Zatím dobrý) Яна Новака (Jan Novák) и Яромира Швейдика (Jaromír Švejdík) план «Барбаросса» остался в прошлом. Все события происходят во времена, когда Советский Союз контролировал Восточную Европу и Братья Машин боролись с коммунизмом на территории Чехословакии. Недавно в Испании была опубликована книга Энтони Бивора (Antony Beevor) «Вторая мировая война. История в рисунках» (Segunda Guerra Mundial. Una historia gráfica). Много фильмов и книг посвящены суровым зимам и гибели солдат во времена Второй мировой войны. Настал черед авторов комиксов, где героями становятся реальные люди.
В предисловии к комиксу «Пока хорошо» автор пишет: «Возможно, история жизни Братьев Машин — самая печальная из всех событий XX века в Чехословакии». Этот комикс — это сочетание жанров нуара, вестерна и шпионского романа. Однако основа сюжета — реальная история. «Все события происходили в реальной жизни», — отмечает Ян Новак. В Чехословакии его книга «Пока хорошо» стала бестселлером, сейчас он выступил автором одноименного комикса. Диверсии, пытки, убийства и подпольная деятельность. Творческую вольность авторы позволяют себе только в аннотации. Даже жесткий графический стиль помогает читателю проникнуться эпохой сурового советского режима. «Во времена Иосифа Сталина в искусстве и пропаганде стран Восточной Европы можно было наблюдать определенную монументальность, пафос и однозначность», — считает Ян Новак. Идея написания книги о братьях Машин возникла благодаря кинорежиссеру Милошу Форману (Milos Forman), который учился с ними в одной школе-интернате короля Йиржи. Вместе с ними учился и будущий президент Чехии Вацлав Гавел.
Кроме того, в комиксе «До Новгорода» особую роль играет эстетика, Виктор Барба показывает, как тяжело жить в окопах. «Мне было интересно показать жизнь не одного человека, а всех испанцев, которые оказались участниками той войны», — отмечает автор. Поэтому в комиксе появились вымышленные персонажи и события. Однако история Теодоро Рекуэрдо Переса реальна. Он действительно был связан с Коммунистической партией, а во времена Гражданской войны поддержал сторонников Франко только для того, чтобы выжить. Затем, чтобы не голодать, вступил в ряды Голубой дивизии. «Сражались и убежденные сторонники режима Франко, и те, у кого просто не было другого выхода. Такие, как Теодоро Рекуэрдо Перес, соглашались, потому что могли просто умереть от голода. Среди тех, кто сражался с Красной Армией, многие ли действительно были идейными?», — рассуждает Виктор Барба. Однако из-за сложившихся обстоятельств и приказов руководства все оказались втянуты в кровавую бойню.
«Если у тебя в руках оказывается великая история, всё, что нужно — это не дать развиться эгоизму. Порой жизнь преподносит нам самые невероятные сюрпризы, их просто не придумаешь, на это наша фантазия просто не способна», — считает Ян Новак. Автор также отмечает, что «большим преимуществом комиксов можно назвать то, что в них с легкостью стираются культурные и языковые границы». Однако, для того чтобы рассказать и нарисовать историю, главное — хорошо в ней разобраться.
Перед тем, как создать комикс «Сара», Гарт Эннис признался, что «всю жизнь» читал о советских военных. В рядах Красной Армии во времена Второй мировой войны сражались практически миллион человек. Память о них хранится в книге «У войны не женское лицо» лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. У Яна Новака был доступ не только к засекреченным документам полиции, но он и мог поговорить с участниками событий. Один из Братьев Машин рассказал ему о скитаниях. В рецензии на оригинальный роман чешский писатель Йозеф Шкворецкий (Josef Škvorecký) написал, что его приключения напомнили героев Гомера. Разница всего лишь одна — Братья Машин действительно существовали.
Теодоро Рекуэрдо Перес — тоже реальный человек. Виктор Барба, для того чтобы о Теодоро Рекуэрдо Пересе не забыли, воспользовался помощью его внука Анхеля Л. Фернандеса Рекуэро (Ángel L. Fernández Recuero). Кроме того, автор прочитал несколько книг и работы профессора и специалиста по Голубой дивизии Карлоса Кабальеро Хурадо (Carlos Caballero Jurado).
КонтекстThe Sun: «Симпсоны» предсказали, что в России будут угощать мороженым за прививкуThe Sun09.02.2021Асахи: мир российских мультфильмов не ограничивается ЧебурашкойAsahi Shimbun14.07.2019Американцы смотрят русские мультфильмы (Buzzfeed)BuzzFeed05.07.2016
Виктор Барба отмечает, что относится «с уважением», однако не разделяет «видение» ученого, так как ему кажется, что специалист слишком идеализирует группу франкистов. Автор комикса «До Новгорода» уверен, что его работы будут «рассматривать под лупой», поэтому попытался найти компромисс: «Ни хвалить Голубую дивизию, ни ругать людей, которые были в окопах. Мне был важен антивоенный настрой». Например, до начала кровавой бойни Теодоро Рекуэрдо Перес задается вопросом: «Какая идея может оправдать нечто подобное?» В ответ тишина и 10 картинок без единого слова. Только лишь лица павших солдат.
Миллионер торговал металлоломом на два фронта
На Западном фронте Второй мировой войны тоже встречаются интересные истории. Одна из них легла в основу книги комиксов «Однажды во Франции» (Il était une fois en France), в которой главный герой, румынский еврей Джозеф Джоановичи (Joseph Joanovici), эмигрировал во Францию в 20-е годы и построил империю за счет металлолома. Фабьен Нури (Fabien Nury) и Сильван Валле (Sylvain Vallée) опубликовали несколько книг с 2007 по 2012 год. Авторы подробно описывают этически противоречивую жизнь бизнесмена, который предлагал драгоценные материалы французскому сопротивлению, однако организовывал августовские торги с фашистами. Одни считали его героем, другие — чудовищем. Одно можно сказать точно: в те времена он был самым богатым человеком Франции. Только в родной стране тираж составил миллион экземпляров. Этот комикс признали лучшим на Международном фестивале комиксов в Ангулеме.
Источник: