В осеннюю пору 1950 года западные пилоты, воевавшие в Корее, столкнулись с супероружием: истребитель МиГ-15 был резвее, маневреннее и надежнее, чем их старенькые самолеты. И имел движок Rolls-Royce.

Это признание вызвало бурю негодования: 21 ноября 1951 года английское правительство признало в ходе заседания нижней палаты парламента, что существенно усилило армии Русского Союза и коммунистического Китая, при этом не случаем — не по неосторожности, а полностью осознанно. В ответ на это депутаты принялись выкрикивать «позор!» и «предательство!»

В США и Англии издавна уже подозревали, что в базе русского МиГ-15, по сумме черт бывшего наилучшим в мире истребителем, лежат английские технологии. Если гласить непосредственно, то речь шла о движке, а без него даже наилучшая система самого самолета была бы никчемна.

Разработанный под управлением конструктора Владимира Климова турбореактивный движок ВК-1, которым оснащались МиГ-15, в реальности представлял собой усовершенствованную версию мотора Rolls-Royce Nene. Но откуда СССР получил нужную информацию о движке, 1-ый макет которого был испытан в октябре 1944 года и который до начала 1950-х годов был одним из 3-х основных движков для боевых самолетов западных государств?

Ответ весьма прост: английское правительство поставило в СССР 25 экземпляров Nene II. При этом это происходило с сентября 1946 года, то есть уже опосля того, как прошлый на тот момент премьер-министр Англии Уинстон Черчилль, вновь занявший этот пост в октябре 1951 года, объявил о «металлическом занавесе», разделившем Европу.

Ответственность за поставки легла на правительство лейбориста Клемента Эттли (Clement Attlee), занимавшего пост премьер-министра с августа 1945 по октябрь 1951 года. Он был социалистом — но уж буквально не кретином. Почему же тогда он согласился на эту сделку, разумеется противоречившую стратегическим интересам Лондона и всего Запада? О обстоятельствах сложившейся тогда ситуации тщательно написала австралийская историк Джоан Бомон (Joan Beaumont) в работе «Авантюра Роллс-Ройс» (The Rolls-Royce Affair).

По сущности, в 1946 году английское правительство угодило в ловушку (которую, вообщем, в значимой степени сделало само): предупредить продажу движков Русскому Союзу можно было, только открыто дискриминируя российских. Но этого не дозволяли принципы английской наружной политики, согласно которым сотрудничество с СССР до самого 1947 года числилось ценностью — наиболее принципиальным, чем остальные цели.

Эта проблема появилась в итоге единственного и на 1-ый взор неоспоримого решения, принятого в конце 1945 года: с целью наращивания экспорта английской продукции, в частности в авиационной отрасли, надлежащие министерства и ведомства опосля окончания войны принялись шаг за шагом снимать с данной продукции гриф «секретно».

21 декабря 1945 года была рассекречена и разработка сотворения мотора Nеne II. Это означало не лишь публикацию инфы в СМИ, но и что уже готовые моторы, а также лицензию на их создание могла приобрести неважно какая страна, имевшая обычные торговые дела с Великобританией.

Позже бюрократы министерства воздушного сообщения клялись и божились, что задумывались, как будто внесение технологии в «открытый перечень» означало всего только публикацию инфы в маркетинговых целях. Обосновать оборотное никто не смог. Аналогичного представления, видимо, придерживались и английские военные, а воззрением МИДа никто даже не поинтересовался.

Дальше Rolls-Royce начал переговоры о лицензионном производстве моторов Nene II с государственным правительством Китая во главе с генералом Чан Кайши, а также с французской компанией Hispano-Suiza. Ни с политической, ни со стратегической точки зрения препятствий для этих сделок не было, потому что китайские техники уже ранее работали на заводе Rolls-Royce на производстве турбодвигателей, а французам английское управление помогало при восстановлении их вооруженных сил.

КонтекстХроники Корейской войны: как я сбил южноамериканский бомбовоз Б-29 (TNI)The National Interest06.08.2019Кто убил Юрия Гагарина?Der Spiegel27.03.2018

Но 6 марта 1946 года к управлению Rolls-Royce с просьбой предоставить разрешение на создание нескольких типов авиадвигателей обратилась русская торговая делегация в Лондоне. К тому моменту английские конструкторы опережали русских коллег в разработке данной техники приблизительно на три года. В случае передачи им ноу-хау на создание Nene II это преимущество сократилось бы до 1-го года (и даже меньше), потому что Rolls-Royce в летнюю пору 1945 года выстроил 1-ый макет совсем новейшего турбореактивного мотора — Avon.

Правительство и генеральный штаб английской армии находили соглашение. В итоге было принято решение, что планы и детали, нужные для лицензионного производства, русским переданы не будут, но в качестве жеста хорошей воли они получат несколько готовых моторов. Русские конструкторы могли их изучить, не имея при этом инфы обо всех секретах производства, которые заключались в первую очередь в составе сплавов и особенностях производства частей мотора, подверженных большей перегрузке, — лопастей турбины и камер сгорания.

Эттли разрешил экспорт 10 моторов Nene II в осеннюю пору 1946 года и еще 15 экземпляров — шестью месяцами позднее. В случае полного запрета на сделку Лондон нарушил бы свой политический курс по отношению к СССР. Только позже, в конце весны 1947 года, сделалось понятно, что ввиду русской политики конфронтации, в частности, в поделенном на четыре оккупационных сектора Берлине, передачу технологий следовало бы предупредить.

Но было поздно. Поставленные к тому моменту в СССР экземпляры Nene II издавна уже было разобраны по винтикам и кропотливо исследованы в КБ Климова. Тамошние рабочие уже имели определенный опыт в области копирования зарубежной техники: еще в 1930-х годах они смогли сделать лучше французский авиадвигатель Hispano-Suiza 12, воссоздав его под заглавием «Климов М-105». И конкретно он стал основным движком русских самолетов в годы 2-ой мировой войны.

Не считая того, опосля 1945 года рабочие завода Климова скопировали германский реактивный движок BMW 003, который получил заглавие РД-20. Им позже оснащались самолеты МиГ-9. Вообщем, оказалось, что у данной техники не было грядущего: наиболее 500 экземпляров этого истребителя были уже в 1950 году выведены из состава вооруженных сил СССР и в предстоящем использовались в качестве учебных самолетов. У РД-20 просто не было потенциала для предстоящего совершенствования.

Совершенно по другому обстояло дело с Nene II. Уже в осеннюю пору 1947 года была готова 1-ая пригодная к применению копия, получившая заглавие РД-45. Благодаря первым же улучшениям возникла на 10% наиболее мощная версия РД-45Ф, и уже в 1948 году эти движки стали устанавливать на 1-ые серийные экземпляры МиГ-15. Еще через год российские выстроили существенно улучшенный мотор КВ-1, которым с начала 1950 года оснащались самолеты модификации МиГ-15бис.

Конкретно эти самолеты с 1 ноября 1950 года участвовали в Корейской войне на стороне Северной Кореи и противостояли ВВС США. При всем этом оказалось, что по своим чертам они превосходили все истребители западного производства, в частности английские Gloster Meteor, снаряженные уникальными Nene II, которыми в Корейской войне воспользовались ВВС Австралии.

Источник: inosmi.ru