Die Welt (Германия): проект «Полярный Шелковый путь»

Самый северный морской порт Китая находится в Даляне — в 5700 километрах от Северного полюса. Это на 1600 км далее, чем от Берлина до самой северной точки нашей планетки — по воздуху, очевидно. Если же отправиться туда из Даляна вокруг Стране восходящего солнца и Камчатки, через Берингов пролив и Восточносибирское море, то расстояние составит наиболее 10 тыщ км. От Берлина через реку Шпрее эта дистанция будет в два раза короче.

Невзирая на это, КНР именует себя «практически арктическим государством» и «полярной державой», совсем такой не являясь. Тем не наименее Пекин стремится к укреплению сотрудничества с Россией в Арктике, чтоб играться на Последнем Севере важную роль.

Поднебесная желает перевоплотить Северный морской путь (СМП) в третье ответвление собственного Новейшего Шелкового пути. Оно дополнило бы сухопутный коридор через Центральную Азию и дорогой, наиболее протяженный и связанный с некими неуввязками политического нрава морской путь через Малаккский пролив в Южно-Китайском море и через Суэцкий канал. Но еще есть один нюанс, еще наиболее принципиальный, чем торговля: Пекин заинтересован в доп источниках энергоносителей, которые есть у Рф, и интенсивно вкладывается в инфраструктуру на русском Севере.

Предположительно, конкретно там скрываются в недрах млрд тонн нефти и газа. Не считая того, китайцев завлекают и большие месторождения угля и драгоценных металлов на русской местности. Потому они форсируют собственное роль в арктических проектах и даже планируют выстроить свой ледокол.

Но как реалистичен проект «Полярного Шелкового пути», провозглашенный Пекином в 2018 году? Редактор германского журнальчика Osteuropa («Восточная Европа») Фолькер Вайхсель (Volker Weichsel) настроен критически: «О возникновении транзитного пути меж Китаем и Европой не быть может и речи». По его словам, невзирая на потепление атмосферного климата в Арктическом регионе, «Северный Шелковый путь», если совершенно будет сотворен, еще навечно остается «не наиболее чем маршрутом, по которому в летние месяцы можно будет перевозить добытый в Рф сжиженный газ на азиатские и европейские рынки».

В реальный момент числа невелики, но они вырастают: в 2009 году в первый раз два на сто процентов загруженных грузовых корабля вышли из порта в Бремене и прошли по Северному морскому пути от Земли Франца-Иосифа на западе до Берингова пролива на востоке. С того времени по этому маршруту было перевезено 31,5 миллиона тонн грузов — в 17 раз больше, чем 10 годов назад. А русский президент Владимир Путин поставил даже цель к 2024 году довести эту цифру до 80 миллионов тонн.

Вообщем, на транзит меж Азией и Европой приходится только малая толика: 700 тыщ тонн в год, 37 интернациональных танкеров. Восемь рейсов сделали корабли китайской гос компании COSCO. Тем не наименее тенденция явна: русское министерство транспорта сказало, что размер транзита за 1-ые девять месяцев этого года вновь вырос на 67%.

КонтекстNZZ: от ледяной пустыни до поля битвы за властьNeue Zürcher Zeitung14.07.2020Economist: Америка и Британия играют с огнём в АрктикеThe Economist12.05.2020

Что же выходит: реализация планов Пекина стать «полярной державой» — только вопросец времени? Решающее значение в этом плане будет играться способность Китая и Рф сопоставить свои стратегии. Северный морской путь сумеет стать частью китайской инициативы Шелкового пути лишь в том случае, если российские согласятся на это (хотя похоже, что они согласны).

Президент Путин в начале марта подписал новейшую Арктическую стратегию на период до 2035 года. Она предугадывает шаги, благодаря которым Арктика сделает страну богаче. На первом месте при этом стоит добыча арктических ресурсов с помощью зарубежных инвестиций. Арктика обязана перевоплотиться в основной регион добычи нефти, газа и угля. Не считая того, Кремль желает заселить заснеженный и чуть адаптированный для экономической деятельности Последний Север и хлопочет о военной защите собственных границ, расширяющихся благодаря глобальному потеплению.

С точки зрения интернационального права Наша родина не может иметь претензий на Арктику. Кредо Арктического совета состоит в том, что самый северный материк должен и в будущем оставаться «вольной от конфликтов зоной». Но это дает Путину место для маневра: Москва не лишь просит плату за проход по Северному морскому пути, но и собирается в будущем давать разрешение на проход по нему лишь судам «российского флота», то есть построенным на русских верфях и ходящим под русским флагом. На Западе возмущены, но поделать ничего не могут: Москва контролирует этот торговый путь. Зарубежные судоходные компании обязаны только признавать ее фактическую монополию — в том числе и по причине присутствия русских вооруженных сил в регионе.

Русская «исключительная финансовая зона», заканчивающаяся в 200 километрах севернее ее территориальных вод, покрывает огромную часть Северного морского пути. И в судоходный период (с июля по ноябрь) российские взимают плату за использование им. Но как арктическая стратегия Китая соответствует представлениям Кремля? В «Белоснежной книжке» Госсовета Китая эти планы обозначены последующим образом: внедрение арктических морских путей и освоение природных ресурсов «очень влияют на энергетическую стратегию и экономическое развитие Китая».

Таковым образом, можно констатировать, что экономические интересы и стратегии обеих государств в значимой мере совпадают, подтвердила Лена Легарда (Helena Legarda), эксперт по наружной политике и политике сохранности Китая Института китайских исследовательских работ (Mercator Institute of China Studies). По ее словам, Наша родина отыскивает клиентов, заинтересованных в транзите, а также покупателей собственных нужных ископаемых. Китаю же необходимы другие торговые пути и энергетическая сохранность. Лишь так Пекин сумел бы понизить свою зависимость от ближневосточных энергоносителей.

Статьи по темеSlate: китайцы нацелились на Северный морской путь — и не только лишь ониSlate.fr06.07.2020

С иной стороны, «может появиться напряженность, если по Северному морскому пути захочут пройти китайские военные корабли». Тогда Наша родина будет настаивать, чтоб Китай запрашивал надлежащие разрешения. В целом же Наша родина, невзирая на претензии на право называться супердержавой, выступает быстрее в роли просящего. Ведь ее экономика переживает стагнацию и мучается от санкций Запада. Еще в 2013 году Наша родина выступала против предоставления Китаю статуса наблюдающего в Арктическом совете. Сейчас же Поднебесная — ее основной торговый партнер и наикрупнейший импортер. Но главную роль как и раньше играет прагматизм, и специалисты нередко молвят о «стратегическом медовом месяце». Эксперт Легарда высказалась последующим образом: «Китая и Наша родина — не союзники, а партнеры».

Но в экономическом нюансе их партнерство недозволено именовать равным: Наша родина обязана вытерпеть критику китайских судоходных компаний в адресок собственных морских портов, состояние которых оставляет желать наилучшего. При всем этом Москве уже на данный момент приходится не без усилий изыскивать экономные средства на финансирование обустройства морских путей и стройку ледоколов. Большой перегрузкой на бюджет ляжет также облагораживание 20 арктических портов и их «подключение» к жд и воздушному сообщению.

С целью вербования зарубежных инвестиций на собственном Последнем Севере Москва, не считая того, предоставляет значительные налоговые льготы, чем интенсивно пользуются китайские компании и фонды. Под управлением наикрупнейшго русского личного газового концерна НОВАТЭК разрабатываются месторождения на севере Сибири — на полуострове Ямал («Ямал СПГ» и «Обь СПГ»), а также на Гыданском полуострове («Арктик СПГ 1, 2 и 3»). Китай вкладывался на обоих полуостровах: в проекте «Арктик СПГ 2» с апреля 2019 года участвуют CNPC и CNOOC — наикрупнейшая и 3-я по величине муниципальные компании, каждой из которых принадлежат десятипроцентные толики. А в рамках проекта «Ямал СПГ» может дойти до того, что без помощи Китая просто нереально будет запустить создание.

Кристофер Вайдахер Хсюнь (Christopher Weidacher Hsiung), эксперт норвежского Института исследовательских работ в области обороны, в собственной статье для Арктического института написал о «краеугольном камне китайско-российского энергетического сотрудничества в Арктике». По его оценке, Китай на 60% брал на себя финансирование проекта и тем получил свободу доступа к нему. Лишь так на Ямале на данный момент можно достигнуть добычи газа на уровне 16,5 миллиона тонн в год.

На месторождении «Арктик СПГ 2» с 2022 года также предполагается добыча доп 20 миллионов тонн в год. Расходы составляют порядка 20 млрд баксов. Проекты «Арктик СПГ 1 и 3» на Гыданском полуострове и «Обь СПГ» на Ямале, по словам главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, должны содействовать росту добычи до 70 миллионов тонн в год к 2030 году. Это огромные объемы: до начала разработки арктических месторождений Наша родина производила около 20 миллионов тонн СПГ в год.

По плану Михельсона 80% горючего предполагается экспортировать в Азию. С данной для нас целью в реальный момент идет стройку 3-х жд линий, а также ледоколов и особых танкеров и портов. Для этого НОВАТЭК, муниципальные судоходные компании «Совкомфлот» и COSCO, а также китайский фонд Silk Road Fund сделали совместное предприятие, которое будет заниматься транспортировкой СПГ в Китай и до 2043 года освобождается от уплаты транзитных сборов. В мае и июне с Ямала в Карское море направились 1-ые два («Кристоф де Маржери» и «Владимир Воронин») из 15 китайско-российских танкеров, чтоб через 12 дней опустошить свои трюмы в китайском Цзиньтан.

С помощью ледоколов русской госкорпорации «Росатом» они обосновали: по последней мере для поставок энергоносителей половина «Северного Шелкового пути» полностью сгодится.

Вообщем, его перспективы следует оценивать с осторожностью, при этом как в качестве пути из Европы в Азию и назад, так и с точки зрения поставок энергоносителей из Северной Сибири. Ведь Путин отдал Газпрому добро на стройку еще 1-го газопровода — «Силы Сибири-2», по которому с 2030 года предполагаются поставки СПГ с Ямала через Монголию в Китай. Если все так и будет, то танкеры просто не пригодятся. Тогда Китай вряд ли станет арктической державой, но этот газопровод перевоплотится в главную артерию китайско-российского сотрудничества в Арктике.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий