Ключевые моменты
— Поставки природного газа из России в Европу в последние недели уменьшились, и это вызывает вопросы о возможных причинах такого сокращения и о последствиях для мирового газового рынка.
— Произошло это вскоре после того, как канцлер Германии Ангела Меркель попыталась снять давнюю обеспокоенность по поводу трубопровода «Северный поток — 2», строительство которого почти полностью завершено, и заявила, что если Москва будет использовать газ «как оружие», против нее могут быть применены новые санкции.
— Некоторые аналитики предположили, что российский газовый гигант «Газпром» мог по собственной инициативе ограничить перекачку газа в Европу, чтобы получить дополнительные доводы в пользу начала поставок через «Северный поток — 2».
В последние недели Россия замедлила перекачку газа в Европу по трубопроводам, о чем сообщили специалисты из аналитической компании ICIS. Из-за этого возникают вопросы о возможных причинах такого сокращения и о последствиях для мирового газового рынка.
Произошло это вскоре после того, как канцлер Германии Ангела Меркель попыталась снять давнюю обеспокоенность по поводу трубопровода «Северный поток — 2», строительство которого почти полностью завершено, и заявила, что если Москва будет использовать газ «как оружие», против нее могут быть применены новые санкции.
Этот вызвавший немало споров проект предназначен для доставки российского газа напрямую в Германию по дну Балтийского моря в обход Украины и Польши.
Критики утверждают, что этот газопровод не отвечает европейским климатическим целям, усиливает зависимость региона от экспорта российских энергоресурсов и наверняка усилит экономическое и политическое влияние президента Владимира Путина на покупателей газа.КонтекстSDZ: «Северный поток – 2» – российская история успехаSüddeutsche Zeitung23.08.2021Bloomberg: не рассчитывайте, что СПГ спасет Европу от дефицита газа зимойBloomberg20.08.2021
Некоторые аналитики предположили, что российский газовый гигант «Газпром» мог по собственной инициативе ограничить перекачку газа в Европу, чтобы получить дополнительные доводы в пользу начала поставок через «Северный поток — 2».
«Дело в том, что „Газпром» готовится запустить „Северный поток — 2″ и надеется оказать давление на регулятора, чтобы все точки над „i» были расставлены, и процесс был осуществлен как можно быстрее», — рассказал CNBC в интервью по телефону главный аналитик ICIS по европейскому газовому рынку Том Марзек-Мансер (Tom Marzec-Manser).
«Если газа будет меньше нормы, а цены поднимутся, это ускорит весь процесс», — добавил он.
Когда CNBC попросила «Газпром» прокомментировать ситуацию, компания отослала журналистов к заявлению, опубликованному 16 августа в ее аккаунте в «Телеграм». Согласно переводу, компания назвала август «очередным зимним месяцем» на газовом рынке.
Рост нагрузки на систему газовых поставок совпал по времени с традиционным сезоном плановых профилактических работ и подготовкой к осенне-зимнему периоду, «которые невозможно прервать», отметил «Газпром».
Практика последних лет в России и в Европе говорит о том, что зимний период также сместился на весенний месяц март. Следовательно, сейчас, летом, приоритетная задача заключается в том, чтобы закачать газ в подземные хранилища, — заявила компания. — Наши европейские коллеги очень хорошо это понимают«.
Что происходит?
Объемы перекачки природного газа в самой западной точке газопровода «Ямал», который является стратегически важным и тянется на 2 000 километров по территории четырех стран — России, Белоруссии, Польши и Германии — в середине августа сократились до 20 миллионов кубометров в день. В конце июля этот показатель составлял 49 миллионов кубометров в день. Это очень существенное снижение по сравнению с типичным показателем перекачки, составляющим 81 миллион кубометров в день.
Более того, в сентябре объем поставок природного газа из России может сократиться еще больше.
По словам Марзека-Мансера, чтобы перекачать газ через соседние страны-транзитеры, такие как Украина, Россия должна сначала купить доступ к трубопроводу, «как на платной дороге». Одним из вариантов является «Северный поток — 1», но он и без того принадлежит «Газпрому» и работает на полную мощность. Трубопровод «Ямал» — это второй крупный маршрут, и до конца июля он тоже работал почти на пределе своей пропускной способности.Статьи по темеПольша, «Зеленые» и Хохштейн: семь препятствий на пути «Северного потока – 2» (Handelsblatt)Handelsblatt18.08.2021Myśl Polska: «Северный поток — 2», или как Польша второй раз наступила на те же граблиMyśl Polska14.08.2021
«В-третьих, есть украинский маршрут, с которым совершенно очевидно есть немало политических проблем, — продолжил аналитик. — Это единственный дополнительный маршрут, по которому можно доставлять газ из России в Европу в значительных объемах».
По словам Марзека-Мансера, обычно «Газпром» эффективно использует зарезервированные трубопроводные мощности Евросоюза. Но неожиданное снижение объемов в трубопроводе «Ямал» в конце июля «сразу показало, что здесь что-то не так».
Поток газа в Европу снова сократился вскоре после пожара на конденсатном предприятии в сибирском городе Новый Уренгой.
Наблюдающие за «Газпромом» обозреватели начали пристально следить за аукционами на месячные прерываемые транзитные мощности через Украину. Эти аукционы подают важные сигналы рынку о предстоящих объемах перекачки, потому что они проходят за две-три недели до того месяца, в котором будет осуществляться транзит.
Череда вялых результатов на аукционах заставила аналитиков задаться вопросом о том, связан ли отказ «Газпрома» резервировать транзитные мощности на Украине с его неспособностью поставить обычные объемы, или причина кроется в его нежелании поставлять газ.
«Если так, это самым серьезным образом отразится на отношении мирового рынка газа и СПГ к российским трубопроводным объемам, а также к наличию или отсутствию инициативных поставок», — сказал Марзек-Мансер.
Есть еще одна теория, которую аналитики считают маловероятной. Состоит она в следующем. Поскольку «Газпром» считает, что уже очень скоро «Северный поток — 2» заработает на полную мощность, ему уже нет нужды резервировать транзитные мощности в других местах.
Старший газовый аналитик по Европе, Ближнему Востоку и Африке из S&P Global Platts Валентина Бонетти (Valentina Bonetti) рассказала CNBC, что ее компания считает недавнее снижение российских поставок в Европу «следствием проблем с добычей». По ее словам, чтобы вернуться к полным объемам, России понадобилось больше времени, чем ожидалось.
«„Газпром» уже давно гордится свое надежностью и способностью быстро восстанавливать объемы поставок после аварий», — сказала Бонетти. Но недавно компания перешла к стратегии «стоимость важнее объемов», и это стало для нее серьезным испытанием на способность восстанавливать объемы газовых поставок и оказывать давление на ЕС, чтобы тот разрешил без проволочек запустить СП-2.
В настоящее время объем добычи у «Газпрома» выше показателей за последние пять лет, но как отмечает Бонетти, ему нужно значительное количество газа для заполнения российских хранилищ и для экспорта в Турцию, объемы которого в текущем году превышают прошлогодние. Это может осложнить реализацию стратегии «стоимость важнее объемов» в плане экспорта в Европу.
S&P Global Platts считает, что российские поставки в Европу в предстоящие недели будут постепенно восстановлены, и что перекачка газа по «Северному потоку — 2» начнется в октябре. Компания отмечает, что недавние действия и заявления «Газпрома» подтверждают приближение сроков пуска трубопровода.
Рекордно высокие газовые цены
С начала года цены на европейском газовом рынке взлетели более чем на 116%. 16 августа средневзвешенная цена TTF на момент закрытия вышла на рекордную отметку 47,86 евро (56,17 доллара) за мегаватт-час. Это стало отражением дефицита на рынке, что проявляется в невероятно низком уровне заполнения европейских хранилищ и в росте спроса на СПГ из Азии и США.
Когда появились новости о том, что «Газпром» в этом году планирует поставить в Европу 5,6 миллиарда кубометров газа, последние контракты стали заключать по цене примерно 43,2 евро.
«Сегодняшнее сокращение поставок и увеличение забора газа из хранилищ ведет к росту цен по всей Европе, что выгодно Москве. Прежде всего, это коммерческая тактика, помогающая России в момент, когда спрос на газ во всем мире высок, — сказала Кристина Берзина, работающая старшим научным сотрудником в НКО „Альянс в защиту демократии» (Alliance for Securing Democracy), который занимается вопросами национальной безопасности. — А еще это показывает Европе, насколько сильно она зависит от российского газа».
По словам Берзиной, угроза Меркель применить санкции, если «Северный поток — 2» будет использоваться «как оружие», заслуживает внимания, однако совершенно непонятно, как Германия или Европа будут определять, что такая тактика имела место.
«Будет ли считаться „оружием» медленное повышение цен на газ, в основе которого лежит геополитика? Или „оружием» будут считаться только драматические по своему эффекту отключения?»
«Европа будет как лягушка в кипятке, не замечая, что она в беде, до тех пор, пока уже не станет слишком поздно, — сказала Берзина. — У России есть множество возможностей для создания сценариев, которые больно ударят по Европе, но не будут выходить за критические рамки. Поступать таким образом России будет выгодно как в финансовом, так и в политическом отношении».
Источник: