АИГЕЛ – российский электронный хип-хоп-дуэт: автор текстов Айгель Гайсина и электронный музыкант Илья Барамия. В преддверии фестиваля «Стереолето» специально для Peterburg2.ru ребята рассказали, что поменялось в группе после пришедшего успеха, как они относятся к тому, что их творчество ассоциируют с новой тюремной лирикой и как проходит создание клипов.
(авторская стилистика сохранена)
Вас часто называют теми, «кто сделал тюремную лирику модной». Вас не обижает такая характеристика? Как бы вы сами себя охарактеризовали?
Аигель: Ну это самая бестолковая формулировка, какую можно было придумать. Меня не обижает никогда ничего, если это хорошо сформулировано с художественной точки зрения, а вот эта цитата ходит по всяким пресс-релизам фестивалей и по статьям и реально бесит своей пошлостью, безотносительно того, про нас это или нет. А характеризовать нас я не умею, наверное, мы делаем какой-то новый русский рок.
Илья: Почему это должно обижать? Это была точка, из которой ничего не было транслировано. Это очень важно, что это было сказано вслух, громко и, на мой взгляд, красиво и полно. Мы сделали это просто нормальным современным языком.
В одном из интервью Айгель говорила, что песни — способ переработки эмоций. Насколько отделимо личное и выдуманное в ваших песнях? Или лирическая героиня — это всегда Айгель?
Аигель: Я делю для себя стихотворчество на 2 вида — поэзию и рифмушки. Поэзия — это прикосновение к абсолюту, даже когда она корявая, я всегда оцениваю не результат, а источник текста — из родника он течёт или из крана. Рифмушки — это литературная комбинаторика, можно раскрашивать картинки по номерам, а можно писать рифмушки.
Поэзия всегда личная, но и всегда безличная, если ты поэт — ты проводник того, что поймал в свой экстатический момент, хороший проводник или плохой — неважно.
Я стараюсь записывать то, что чувствую и понимаю, как можно достовернее, тексты проживаю очень глубоко, там много меня, но надо определиться, что такое «я», сколько во мне «меня» и вообще сколько в человеке «себя», а сколько мира этого и какого-нибудь мира «того».
Как проходит создание композиций? Раньше вы делали многое на расстоянии: Айгел писала тексты, Илья — музыку, в которую впевается песня. А сейчас как? Работаете вместе в студии или тоже удалённо?
Аигель: Принципиально ничего не поменялось, пересылаем файлы, работаем удаленно, в какие-то песни я кроме голоса синты придумываю, они у меня дома есть только виртуальные, тарелку могу вклеить дополнительную, куда мне сильно хочется, Илья потом все это пытается впихнуть в трек в том виде в каком я прислала, или заменяет на нормальные некомпьютерные синты и барабаны, или выкидывает и я начинаю его убеждать и уламывать, что без вот этого звучка, песня умрёт! Отвечаю, короче, за украшательство и избыточность.
Илья: Удалённо. Каждый делает свою часть. Пересылаем друг другу рабочий материал. Перед серией концертов приезжаем на 2-3 раньше и репетируем уже вместе
Поменялось ли что-то в процессе творчества после выпущенных альбомов? Нет ли ощущения, что теперь нужно всегда поднимать планку выше, чтобы не упасть после успешных дебютов? Или, наоборот, теперь легче творить, зная, что поклонники всегда ждут что-то новое и оценят?
Аигель: Да нет этой планки. Всегда хочется делать классно и по-честному — на максимуме того, что умеешь. Если мы за это время стали больше уметь, планка сама выше станет. Меньше уметь мы точно не стали и проблемы «нечего сказать» в третьем альбоме нет, понравится он людям или нет не будет для меня индикатором того, хороший он или нет, он получается такой, какой бывает человек — не хороший, не плохой, он просто родится и будет жить среди другой музыки, как люди среди людей живут.
Илья: Удержаться всегда сложнее, чем выстрелить. Ожидания слушателей накладывают ответственность. Но в процессе особо ничего не изменилось. Единственное — семплер новый купили, он на аккумуляторе работает без сети. Удобно. И помощнее он — теперь я полностью в нем всё свожу. Мне нравится как он звучит. Но это такая техническая подробность, мне кажется мало кому интересная.
Вашим хитом называют песню «Татарин», как сами к ней относитесь? Не надоедает её постоянное присутствие в вашей жизни?
Аигель: Удивительно, но вообще не надоедает ее исполнять на концертах. Некоторые песни мне уже петь не хочется, а эту норм. Если использовать предыдущую метафору, это вот ребёночек, который добился широкого признания, меньше его мамочка от этого любить не станет, будет за него радоваться, но у себя на страничках мы стараемся эту песню не постить.
Нам все-таки ближе аудитория, которая не за «Татарином» к нам пришла, а тем, кто до других наших песен добрался, «Татарин», я думаю, надоел стопудово.
Илья: Нет, пока не надоела. Да хорошая песня. Что ещё сказать… Сейчас уже на концертах активнее на новые реагируют.
Айгель, в одном из прошлогодних интервью вы упомянули, что ваши родители мало знакомы с вашим творчеством, в частности альбомом «1190» и сборником стихов «Суд». А новые композиции?
Аигель: Я просто не ставлю наши песни родителям, они слушают другую музыку.
Как сейчас влияет на темы песен общественная повестка? По ощущению, композиции стали менее жёсткими по сравнению с самым первым альбомом. Не случится ли переход к так называемой «женской лирике», когда мир лирической героини – это семья, дети, любовь?
Аигель: Ну а почему бы и нет, «женская лирика» бывает прекрасная, может, мы станем «теми, кто сделал женскую лирику модной». Общественная повестка влияет, когда проникает в личность, сейчас она, конечно, проникает, потому что она активная, но как она повлияет на песни, я не знаю.
Илья: Дождитесь альбома. Лёгким и мягким он вам не покажется. Но «общественная повестка» тут непричём совсем. Я слежу за новостями, конечно, но для того, чтобы стараться избежать этой «общественной повестки».
Многие исполнители рано или поздно приходят к созданию песен на английском языке. Вы задумывались об этом? Планируете?
Аигель: У нас есть хорошая песня на английском, и мы не знаем, что с ней делать, потому что мне на английском петь как-то странно. Мы однажды попробовали на каком-то рейве ее сыграть и ощущения неоднозначные, пока ее отложили.
Илья: Нет. У нас в арсенале есть татарский, мне кажется это интереснее и необычнее. У нас есть одна песня на английском, но это случайно нас туда занесло.
Немаловажной частью музыкального творчества являются клипы. Расскажите, как создаются они для вашей группы? Кто придумывает идею, сколько времени уходит на съёмки и монтаж?
Аигель: В создании клипов мы участия почти не принимали до недавнего времени. Если нравилась идея, оставляли всё остальное на откуп режиссёру, сейчас вот стали более включёнными, но новые клипы ещё не вышли и мы не знаем, стоило ли нам включаться или лучше заниматься тем, в чём разбираемся.
Илья: Это процесс, в котором мы очень плохо разбираемся и только пытаемся освоить. У нас нет визуального мышления, но иногда мы можем придумать сюжет. Первые два видео — «Татарин» и «Буш Баш» сделали без нашего участия. Далее мы стали пытаться участвовать в рабочем процессе. Сейчас в течение месяца должны выйти два новых клипа.
Вживую вас можно будет услышать на «Стереолете» 6-7 июня. Уже знаете, что приготовите для фестиваля?
Аигель: В сете будет 3 новые песни.
Илья: Конечно. Новые песни. Хотим их доделать, показать и играть на концертах.
Услышать группу «Аигел» можно будет в рамках фестиваля «Стереолето» 6 и 7 июля.
Музыкальный фестиваль Tinkoff Stereoleto 2019
Севкабель Порт
Музыкальный фестиваль Tinkoff Stereoleto 2019
Источник: