В Беларуси стратегии развития городов если и есть, то они пылятся на полках исполкомов и никак не влияют на формирование бюджетов данных городов.
Говоря о перспективах развития городских «зеленых» проектов эксперты отметили, что для разных городов в данном контексте актуальны и разные задачи.
Что в целом важно для Беларуси?
По словам белорусского эко-активиста и бывшего координатора товарищества «Зеленая сеть» Ярослава Бекиша, это энергетика и энергоэффективность, а также логистика.
«К примеру, как сделать так, чтобы энергии потреблять меньше и меньше за нее платить. Также актуальны и вопросы, связанные с общественным и частным транспортом, поскольку 75% загрязнений крупных белорусских городов – это выбросы личного автотранспорта. В Беларуси также есть проблемы с качеством воды и воздуха», – отметил эксперт.
Он пояснил, что если мы хотим развивать зеленые города, нужно изначально определиться с моделью города исходя из такой логики: для кого вообще город и зачем он нужен.
«Есть две крайние, но очень понятные модели. Первая модель подразумевает город, в котором проживают граждане для того, чтобы решить свои задачи (экономические, социальные и культурные), удовлетворять свои потребности, – сказал эксперт. – Эта модель распространена в Америке и в европейских городах. Там граждане рассматривают проживание в городе как инвестицию».
По словам Бекиша, население таких городов платит налоги, внимательно следит за тем, как они расходуются, как все это сказывается на их здоровье, на стоимости недвижимости и т.п.
Вторая модель города представляет собой населенный пункт, который обеспечивает компактное проживание рабочей силы для того, чтобы эту рабочую силу каким-то образом использовать.
«Какое-нибудь предприятие чаще всего с государственной формой собственности занимается тем, что, обеспечивают рабочую силу жильем, магазинами и т.д. И в этом смысле в Советском союзе все города развивались по этой модели. Одна и вторая модель предполагают совершенно разные стратегии развития», — сказал эксперт.
Город как инвестиционная площадка
Ярослав Бекиш обратил внимание, что принципиальное отличие двух моделей городов состоит в том, что в первом варианте город является инвестиционной площадкой.
«Он дает возможность инвестировать (гражданам в виде налогов, бизнесу в виде прямых и косвенных инвестиций), вкладывать во все, из чего состоит жизнь города. Это и малый бизнес, и инфраструктура, и сервисы, и безопасность – во все это можно инвестировать и получать прибыль», – перечислил эксперт.
«У нас же инвесторы взаимодействуют только с верхушкой. У городов нет субъектности, не с кем договариваться. Можно, конечно, с исполкомом, но там никто обязательств нести не будет, – продолжил эксперт. – Если что-то пойдет не так, ну снимут председателя».
По его словам, с городом напрямую у нас можно решить только вопросы, связанные с велодорожкой либо посадкой деревьев – не более. Поэтому в Беларуси договариваются не с «городом», а на верхнем уровне.
Очень важно, подчеркивает Бекиш, что первая модель города предполагает, что у людей есть с кого спросить, и они могут проголосовать ногами, то есть поехать в тот город, где им нравится, как расходуются деньги на инфраструктуру, безопасность и т.д.
В Беларуси же, по мнению эксперта, люди переезжают только в Минск, и то с двумя целями: либо поправить свое благосостояние либо используют город как перевалочную базу, чтобы получить образование и впоследствии уехать за границу.
«Фактически в Беларуси есть только один город, и даже он управляется не инвесторами, а администрацией. Она принимает все решения, она закупает технологии для города, – отметил Ярослав Бекиш. – В целом практики принятия решений в Беларуси также относятся ко второй модели развития города – ведь они непрозрачные, неконкурентные».
В Беларуси нет стратегий развития
Эксперт также считает, что в белорусских городах нет стратегий развития: ни зеленых, ни умных, ни ИТ-городов.
«Да, есть планы развития, планы по управлению, но это другое», – пояснил Бекиш.
«Стратегии развития вроде написаны, но вопрос в том, что с ними происходит потом. И здесь я имею в виду не документы, а реальные стратегии. Поскольку раз они не влияют на то, как формируются бюджеты городов, вряд ли их можно считать стратегиями», — добавил он.
Даже городские бюджеты, по его словам, формируются только на год, а долгосрочных финансовых планов почти нет.
«Поэтому все проекты по развитию зеленого города реализуются не на белорусские деньги», – отметил он.
А что с гражданами?
Нужно признать, что очень трудно развивать города и без активного участия граждан.
Так, операционный директор Talaka.org Глеб Анисимов заметил, рассказывая про белорусский краудфандинг, что за последние полтора года из 143 проектов на платформе тематике «зеленого города» отвечали 16. Успешными же из них оказались порядка четырех.
В свою очередь член совета «Экодом» и товарищества «Зеленая сеть» Ирина Сухий привела следующие цифры: в 2018 году на Зеленый телефон к ним поступило 780 обращений от белорусов. Число «общественно активных граждан» из всех обратившихся на телефон – 30%.
«Это люди, которые позвонили, сообщили о проблеме, и, получив алгоритм действий, дошли до конца и использовали все возможности, чтобы получить результат», – рассказала она.
По словам Ирины Сухий, она довольна этими цифрами, поскольку они говорят о том, что белорусы в принципе активны.
По мнению же Ярослав Бекиша, белорусы мало заинтересованы в развитии городов.
«Развитие городов сегодня отрывается от людей, и люди в Беларуси все меньше занимаются городами», – заключил он.
Источник: