История русской культуры насчитывает несколько тысячелетий, она является неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Музыка и балет, ранние литературные произведения в полной мере дают представление о русской культуре и искусстве. Ниже мы подробнее расскажем о балете, чтобы почувствовать красоту культуры.
История русского балета
Изначально балет появился не в России, он зародился в эпоху итальянского Ренессанса, а во второй половине XVII века приобрел популярность во Франции, сформировав и закрепив свою строгую форму и структуру.
Русский балет зародился в эпоху Петра I в 1730-х годах. Еще в начале XVIII века Петр Великий «взял курс на Европу» в развитии России, проведя множество реформ со стремлением вывести Россию на европейский путь.
В 1702 году был издан указ, обязывающий всех женщин вне зависимости от семейного положения участвовать в общественной деятельности высшего сословия, и было объявлено об обязательном проведении масштабных балов в Москве и Петербурге, на которые требовалось приглашать двух крупных чиновников с их женами и дочерьми. На подобных балах должны были присутствовать все девушки старше десяти лет, в противном случае они могли быть сурово наказаны.
КонтекстБалет как символ СССРABC.es16.10.2017″Лебединое озеро» глазами китайцевФеникс26.05.2018Морихиро Ивата: Я заболел русским балетомMainichi Shimbun30.08.2015
Какое-то время посещение грандиозных балов в Зимнем дворце означало принадлежность к высшему свету общества, а люди, которые хорошо танцуют, получали особое одобрение и поддержку. В результате весь высший свет постоянно практиковался во французских танцах, чтобы поддерживать и доказывать свой статус. Народные танцевальные течения брали пример со сливок общества, а также ориентировались на Запад.
Восхищение Россией французской культурой было близко к одержимости, что в результате заложило основу для развития русского балета.
В 1738 году в Санкт-Петербурге открылась первая русская балетная школа (ныне Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой). В 1742 году из учеников школы сформировали первую балетную труппу.
Русский балет впитал в себя сущность трех основных балетных школ — итальянской, французской и датской, в результате на основе национальных литературных и художественных традиций России в сочетании с физическими характеристиками танцоров была создана русская система обучения классическому танцу Вагановой А.Я.
Балетное искусство в России развивалось последовательно. Спустя несколько поколений неустанных усилий различных балетмейстеров русский балет во второй половине XIX века наконец превзошел французский и стал абсолютным королем мирового классического балета.
Русская система обучения классическому танцу
Эта система названа в честь ее создательницы — балерины Агриппины Вагановой.
Ваганова А. Я. (26.06.1879 — 5.11.1951) родилась в Санкт-Петербурге в семье капельдинера. Она стала не только известной русской (досоветской) балериной, хореографом и педагогом, но и основоположницей теории русского классического балета.
Ваганова провела серию преобразований в русском балете от эстетических стандартов до методов обучения, в то же время она обобщила данные других балетных педагогов и танцоров и создала систему преподавания классического танца в форме последовательного учебного плана — Ваганова А.Я. «Основы классического танца».
Названная в ее честь Академия русского балета расположена в Санкт-Петербурге и является одним из лучших балетных учебных заведений в мире.
Система Вагановой известна своей точностью, элегантностью и плавностью, и для ее изучения с нуля требуется около десяти лет. С помощью акцента на правильное положение рук, корпуса и головы и соблюдение этих правил минимизируется физический урон для танцора.
Система использует четкие, отточенные движения, чтобы выразить красоту пластики тела и гибкости движений. Основное внимание уделяется развитию координации движений учащихся, развитию необходимых танцевальных навыков и интерпретации лучших достижений других танцоров и танцевальной культуры классического балета.
Многие из самых уважаемых балерин обучались по системе Вагановой. Среди них — Анна Павлова, Наталья Макарова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Джордж Баланчин.
Шедевры русского балета
«Лебединое озеро»
Балет «Лебединое озеро»
«Лебединое озеро» — первый балет, созданный Петром Ильичом Чайковским 140 лет назад. Это самый известный балет в мире и эпохальное произведение в истории танцевальной драмы. Это также обязательное произведение в репертуаре любой балетной труппы.
Однако судьба произведения была далеко не гладкая.
В 1877 году Большим театром руководил чешский балетмейстер Венцель Рейзингер. Причина, по которой его имя вошло в историю, заключается в том, что им была создана оригинальная хореография постановки. Основу сюжета балета «Лебединое озеро» составляет сказка, происходящая в средневековую эпоху.
Постановка была очень успешной и была показана в общей сложности 27 раз, однако спустя два года была исключена из репертуара театра и, казалось, исчезла навсегда.
Однако в 1894 году в Мариинском театре на памятном концерте в честь юбилея знаменитого композитора была показана «лебединая сцена» балета в переработке балетмейстера Льва Иванова.
Круговой лебединый танец с его прекрасным балетным рисунком, с одной стороны, стал воплощением русского национального характера, с другой, — до сих пор поражает идеальным отражением музыки. Успех вернул «Лебединое озеро» на императорскую сцену, впервые объединив хореографию сразу двух гениальных балетмейстеров в одной работе — Льва Иванова и Мариуса Петипа.
Начиная с их переработок, «Лебединое озеро» претерпело бесчисленные изменения, ведь каждая новая историческая эпоха пыталась выразить свою сущность через балет, и «Лебединое озеро» особенно остро реагировало на эти попытки.
«Спящая красавица»
Репетиция балета «Спящая красавица» в Большом театре
Данное произведение часто называют «энциклопедией классического танца». Вступление и три действия этого балета объединяют в себе все, что создал классический балет за последние триста лет.
Хореограф «Спящей красавицы» — самый выдающийся балетмейстер в России Мариус Петипа. В постановке 72-летний хореограф показал, что он способен на радикальные инновации в сфере балета. Это совместная работа с композитором Чайковским, который в то время находился на пике своей карьеры.
В то время директора императорских театров Ивана Всеволожского привлекла идея создания роскошного балета, и он объединил двух гениев вместе.
Это было нелегкое сотрудничество: Петипа разработал четырехчасовую балетную программу, которая поставила перед композитором задачу определить природу музыки, ритм и даже количество тактов в каждом номере. При таких строгих ограничениях Чайковскому все же удалось найти вдохновение: балет «Спящая красавица» — одна из его лучших работ.
«Щелкунчик»
Людмила Семеняка
Имеет репутацию «рождественского» балета. Каждый год балет привлекает тысячи зрителей, с одной стороны, из-за его захватывающего сюжета, остроумных и интересных сцен, а с другой, — из-за музыки Чайковского, которая придает балетному спектаклю особую притягательность.
В середине XX века хореограф Джордж Баланчин поставил свою версию балета в театре Нью-Йорка. Будучи ценителем превосходной музыки, он не боролся с тем, как примирить сказочную историю с мелодией, поскольку считал, что музыка воплощает все трагедии мира.
Джордж Баланчин (при рождении Георгий Баланчивадзе) создал свою работу в память о своей юности, в которой отражены его воспоминания о работе в труппе Ленинградского театра оперы и балета, а также свое известное выступление в амплуа комического персонажа.
Русское музыкальное искусство
В танцевальном искусстве музыка является неотъемлемой частью. Россия — страна, полная музыки, и несмотря на многочисленные социальные потрясения, великая классическая музыка не только не исчезла, а, наоборот, стала более живой.
Можно с уверенностью сказать, что любовь к классической музыке глубоко укоренилась в душе русских людей.
Выдающиеся композиторы — Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и другие — все их работы источают любовь, радость жизни и трагедию смерти, поднимают такие темы, как высмеивание и разоблачение уродства, и эта сила духа позволила им преодолеть всевозможные искушения и страдания. Музыка давала силы соотечественникам.
С помощью музыки они показали нам, что народ, который может петь и танцевать, не потерпит неудачу и не будет завоеван. Они используют музыку, чтобы выразить свои сильнейшие патриотические чувства и подчеркнуть национальную сплоченность.
Любители международных танцев, познакомьтесь с русской системой классического танца Вагановой и выбирайте опытных преподавателей танцев, чтобы заложить прочную основу для обучения детей балету.
Источник: