«Как завопят сирены, необходимо немедля скрываться в укрытие. В отеле для вас покажут, где оно», — гласит Влад, военнослужащий армянской армии на брифинге, который провели для нас по приезду в Степанакерт, столицу Нагорного Карабаха. Девять часов вечера. Мы страшно утомились опосля двудневного пути из Праги, но приятно удивлены, что здесь открыт хоть один отель. Мы задумывались, что придется спать в подвале либо убежище.
Город погружен во тьму. Уличное освещение выключено. Окна затемнены. Половина постояльцев отеля — военные. Управление гостиницы расположило их здесь, тем поддержав местную армию в борьбе с Азербайджаном, за которым стоит Турция. Портье просит паспорта, информирует нас о завтраке, но о бункере — ни слова. Остается лишь спросить самим. Мужчину рассмешило наше беспокойство. Да, маски там никто не носит, и реальная неувязка там не коронавирус, а война. Мужик продолжает: «Если будет налет дрона, обстрел либо бомбардировка, прячьтесь под кровать. Сейчас уже мы удивленно улыбаемся. Но портье с суровым выражением лица продолжает: «Обычно, нападения на город случаются с 2-ух до 3-х ночи. Да, основное — закройте шторы».
Мы проходим в номер. Из Праги мы двигались два денька, и охото выспаться. Но в 00.10 в городке послышались 1-ые ревущие взрывы. Через пару минут раздаются сирены. Что созодать? Мы беспомощно переглянулись. Лезть под кровать? Да это тупость. Если они попадут по гостинице, кровать не поможет. Мы на первом этаже одноэтажной постройки. Мы стремительно переодеваемся в штаны, сбросив пижаму. Если что, придется бежать на улицу. Одевшись, мы легли на кровать и стали ожидать. Спать расхотелось совершенно.
В половину третьего вдалеке снова послышались взрывы. Завтра днем рано вставать, потому мы приняли снотворное и понадеялись, что обстрелы близ гостиницы нас разбудят.
КонтекстИльхам Алиев: мы возвращаемся в Нагорный Карабах (Haqqin)Haqqin.az05.10.2020Армения и Азербайджан: ненависть, требующая крови (Newsweek Polska)Newsweek Polska30.09.2020Вардан Тоганян: Армения готовит население Нагорного Карабаха к эвакуацииHaqqin.az28.09.2020
Мысль поехать в Нагорный Карабах родилась у нас в воскресенье днем, когда пришла новость о том, что Азербайджан перебежал в пришествие на Карабах и обстреливает столицу. Через несколько часов Армения ввела военное положение и объявила мобилизацию. Но добраться до Армении в период, когда из-за коронавирусной пандемии введено огромное количество ограничений, тяжело. Поисковик авиабилетов указывает массу вариантов, но, кликнув на страничку той либо другой авиакомпании, узнаешь, что «рейсы отменены из-за коронавируса». Единственную возможность добраться из Праги в Ереван дают белорусские авиалинии «Белавия» (с пересадкой в Минске). Белорусский теран Лукашенко заявил еще в весеннюю пору, что коронавирус не небезопасен, и на жизнь всей страны в большей степени на данный момент влияют демонстрации, чем эпидемия. Потому белорусские авиалинии остаются единственным надежным работающим перевозчиком. Феномен современности. В пн, когда вся Чехия отмечала муниципальный праздничек, мы провели на телефоне, организовывая поездку в Армению и находили контакты. В тот же денек мы приобрели билеты, а во вторник уже посиживали в полном самолете, вылетающем в Минск. К нашему удивлению, в местном аэропорту царила обычная «докоронавирусная» атмосфера: люди без масок, в том числе сотрудники аэропорта, официанты и сторожи… В Белоруссии коронавируса просто нет.
В Ереван мы прилетели в три утра по местном времени. Еще в Минске нам удалось связаться с сотрудницей Министерства зарубежных дел Армении, которая занимается общением с журналистами. Первым препятствием, мешающим добраться до зоны боевых действий, стал опять-таки коронавирус. Вкупе с иными зарубежными журналистами, направляющимися в Карабах, нам пришлось сдать тест. Но провели его нам за минутку. В аэропорту Армении стояла неотложка, где нас ждали двое медработников. Результаты теста обещали через 6 — 7 часов. Остается лишь возлагать, что они будут отрицательными, а по другому нас ожидает дорогостоящий карантин.
Под утро мы наконец добрались до ереванского отеля и поспали несколько часов. Позже был мало странноватый завтрак: из-за коронавируса ресторан не работает, и потому нам принесли макароны с брокколи и мед. Потом мы направились в Министерство зарубежных дел, откуда отходил микроавтобус с несколькими журналистами, местными и забугорными, в Нагорный Карабах. Мы получили удостоверения журналистов и результаты тестов: вирус не найден. Наш путь лежал по южному шоссе. Основная дорога в Карабах через Варденис — под обстрелами. Через семь часов в пути по наикрасивейшим местам (за окном проносились горные хребты, пронзенные лазуревой гладью рек и озер) мы наконец доехали до центра Нагорного Карабаха Степанакерта. И опять административные формальности, еще одна регистрация в качестве журналистов. На местном Министерстве зарубежных дел светится надпись «Welcome to Arcach! Tourist information center». Арцах — армянское заглавие Нагорного Карабаха, который населяют в основном армяне, но относится регион к Азербайджану. Потому вокруг него ведется давнишняя конфронтация. И логично, ведь это красивый уголок мира, который мог бы привлечь тыщи туристов.
Но единственные, кто на данный момент может услаждаться местными горами, это журналисты. А у их на данный момент остальные заботы…
Продолжение следует
Источник: