От соперничества к сотрудничеству: как Арктика соединила Россию и Канаду (Advance, Хорватия)

В ХХ веке канадско-российские дела были в наилучшем случае сложными, и пока ситуация не весьма поменялась. Кризиса меж 2-мя арктическими государствами удалось избежать, и тем не наименее вопросец Крыма, а также войны на Донбассе дали повод канадским властям ввести санкции против Рф. В 2014 году во время мандата Стивена Харпера Оттава проводила одностороннюю политику бойкота практически всех билатеральных и многосторонних событий, в которых до этого совместно участвовали Наша родина и Канада. Харпер заявил, что Канада отказалась участвовать в каких бы то ни было многосторонних встречах, в которых запланировано роль Рф. Политические комментаторы окрестили эту канадскую линию «политикой пустых стульев». Но не в интересах Канады отрешаться от собственных обязанностей в ООН, Арктическом совете и ОБСЕ, потому что она как и раньше лицезреет себя державой с международными интересами и мировым воздействием. Если в ООН роль Канады второстепенна по сопоставлению с позицией Рф, то в Арктическом совете Канада и Наша родина стоят на равных. На самом деле очень принципиально, что Арктический совет как организация открывает огромные способности для сотрудничества Рф и Канады. Невзирая на различные и иногда конфронтационные подходы, взаимодействие Канады и Рф снутри Арктического совета и в связи с арктическими вопросцами остается стержнем, вокруг которого канадско-российские дела развиваются за пределами спорных сфер и который дает все новейшие способности для сотрудничества.

В 2019 году, незадолго до канадских выборов в октябре, либеральное правительство Джастина Трюдо анонсировало новейшую канадскую политику в Арктике. Прежняя канадская политика, сформулированная в годы правления Харпера, различалась брутальной линией, которую вымыслил сам Харпер. По его воззрению, это помогало защищать канадский суверенитет в Арктике. При Харпере Канада увеличивала свое военное присутствие в этом регионе. Что касается новейшей политики Трюдо, то он, напротив, сконцентрировался на поддержании мира и сотрудничестве, а также работе над развитием северных регионов, внимании к жителям Севера и погодных конфигурациях. Новенькая политика акцентирует значимость «интернационального порядка в Арктике, основанного на правилах», и возрожденного лидерства Канады. Не считая того, подчеркивается необходимость ее роли в интернациональных форумах и переговорах, посвященных Арктике. Согласно новейшей политике, составленной в 2019 году, Канада лицезреет для себя три главных цели. Во-1-х, она хочет укрепить интернациональный порядок, основанный на правилах для Арктики. Во-2-х, Канада желает уточнения канадской арктической границы, и в-3-х, Канада планирует активизироваться на международном уровне, чтоб продвинуть свои ценности, имеющие отношение к канадскому Северу и Арктике.

КонтекстNHK: Наша родина вводит в строй новый и самый большенный в мире атомный ледоколNHK24.09.2020Deník N: Чехия возжелала в Арктический советDenikN17.09.2020TNI: нет, Америка не готова противостоять Китаю и Рф в АрктикеThe National Interest14.09.2020В новейшей политике Канады международное сотрудничество опять возвратилось на 1-ый план. Есть осознание, что Арктика играет важную роль в международном сотрудничестве самого высочайшего уровня по различным вопросцам. Арктическое сотрудничество обретает как билатеральные, так и мультилатеральные формы (пример — прямое сотрудничество меж Канадой и Россией либо работа в рамках Арктического совета). Для Канады многостороннее сотрудничество в Арктическом совете играет самую важную роль. Очевидно, схожий подход подразумевает, что Наша родина будет партнером Канады. В 2019 году канадское правительство выразило готовность сотрудничать с Россией в арктических вопросцах. Не так давно послом Канады в Рф была назначена Элисон Леклэр, в прошедшем директор департамента Арктики, Евразии и Европы, а старший представитель Канады в Арктическом совете. Это предназначение подтверждает, какое огромное значение Канада присваивает арктическому сотрудничеству с Россией. Невзирая на готовность Канады к интернациональному сотрудничеству, в том числе с Россией, по арктическим вопросцам, Оттава продолжает делать свои международные обязательства, ставя их на 1-ый план в собственной арктической политике. Идет речь, в частности, о членстве Канады в НАТО и Командовании воздушно-космической обороны Северной Америки. Недозволено не упомянуть о тесноватых отношениях меж Канадой и Соединенными Штатами Америки. Все это выливается в осторожную политику в отношении Рф, и ее как и раньше разглядывают как потенциальную опасность для канадского суверенитета и интересов в арктическом регионе. Политика Трюдо отодвигает на задний план нарратив о арктическом конфликте, концентрируясь на том, что сотрудничество и диалог с Россией играют главную роль. Канада не запамятывает о вероятной опасности для собственного суверенитета и интересов в Арктике, а также о значимости собственных интернациональных союзов и обязанностей, и тем не наименее новенькая канадская арктическая политика сосредоточена на открытом и взаимовыгодном сотрудничестве в северных районах, в частности с Россией. По плану Оттавы, это поможет ей воплотить свои цели и интересы.

Наша родина, как и Канада, тоже опубликовала новейшую арктическую политику в 2020 году, где детально описаны русские арктические планы до 2035 года. Наша родина тоже избрала многоуровневый подход. Она уже издавна развивает север для собственных нужд, в индивидуальности в том, что касается добычи нужных ископаемых. В связи с сиим арктический регион очень важен для русской экономики (речь не лишь о добыче, но и о развитии Северного морского пути). Северный морской путь, транспортная и транзитная артерия, открылся для Рф благодаря потеплению и таянию полярных льдов. Благодаря Северному морскому пути можно в два раза уменьшить путь из Юго-Восточной Азии в Европу и сберечь млрд баксов. Очередное преимущество — доступ к припасам арктического газа. Вот на что нацелены русские экономические и геополитические планы на севере.

И конкретно потому Наша родина присваивает такое большущее значение этому региону. Логично, что Наша родина прилагает огромные усилия, чтоб закрепиться в Арктике, в частности требуя признать ее суверенитет над спорным хребтом Ломоносова. Если ее требование будет удовлетворено, Наша родина расширит владения в Арктике на сотки км от собственной северной сухопутной границы. Наша родина, непременно, остается мировым фаворитом в области развития Севера. В северных регионах РФ проживает больше населения, находится больше инфраструктурных объектов и военных контингентов, чем у других арктических держав. Но то, что Наша родина сосредоточилась на экономической и геополитической значимости Арктики, ничем не угрожает Канаде. Напротив, Наша родина, как и Канада, стремится к расширению арктического сотрудничества.

Ввиду экономической значимости Арктики для Рф Москва выстраивает прагматичные дела с иными арктическими (и неарктическими) государствами. Большущая ценность Арктики для Рф принудила Москву действовать и реагировать в интернациональной сфере добропорядочно. Примером тому может послужить подписание и ратификация Россией Иллюлисатской декларация в 2008 году, которая упорядочила управление Арктикой, а также конвенции ООН о морском праве. Новенькая русская политика также подразумевает сотрудничество и мирное разрешение споров в Арктике. Хотя Канада раздельно не упоминается в арктической политике, подписанной Путиным и работающей с 2020 года, но Владимир Путин в положительном ключе отзывается о сотрудничестве, которое нацелено на сохранение обычного вида жизни коренных народов Севера и хрупкой арктической экосистемы.

Наиболее пристальный анализ канадско-российских отношений снутри Арктического совета открывает высочайший уровень имеющегося сотрудничества 2-ух государств в самых различных вопросцах. В частности, это касается острого вопросца о участии в управлении Арктикой государств, лежащих за ее пределами. Такие страны Восточной Азии, как Китай, Япония и Корея, а также члены Евро Союза, в том числе Германия и Франция, ввиду собственных государственных интересов считают нужной «интернационализацию» Арктики. Эти страны, до этого всего Китай, выступают за рост активности в регионе и ратуют за отказ от русского либо канадского контроля над Северным морским методом и Северо-Западным проходом. Они желают реорганизовать управленческую структуру Арктики и поменять статус того, что Наша родина и Канада воспринимают как свою суверенную местность, чтоб извлечь выгоду из переменной геополитической и геоэкономической природы Арктики. Китай совершенно желает неограниченного доступа. До этого времени Канада и Наша родина с прибыльной для себя сотрудничали с неарктическими странами (в особенности в сфере технологий и окружающей среды), и тем не наименее обе они — против вмешательства Азии и Европы в дела Арктики.

В свете институционального взаимодействия Канады и Рф в Арктическом совете можно сказать, что ни одно правительство не может без помощи других без хотя бы малой меры двух- либо многостороннего сотрудничества и консультаций влиять на природу больших просторов Арктики. Ни у Рф, ни у Канады, ни у Соединенных Штатов нет ни развитой инфраструктуры, ни достаточной флотилии ледоколов, чтоб в одиночку совладать с данной задачей. При разливе нефти, в случае поисковых и спасательных операций, а также для арктического туризма нужно сотрудничать. И в данной связи перед Россией и Канадой открываются новейшие способности для расширения сотрудничества. В том числе идет речь о технологических и научных исследовательских работах, предотвращении утечки нефти, а также экономических вопросцах вроде кораблестроения. Не считая того, и канадская и новенькая русская арктическая политика признает значимость развития северных регионов, улучшение свойства жизни северных народов и защиты окружающей среды. Почти все из этих направлений (некие уже охвачены работой Арктического совета либо билатеральными договоренностями) способны перевесить для Рф и Канады текущие спорные политические вопросцы, а также их военное соперничество.

 

 

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий