Успокоить украинцев — такова была цель Ангелы Меркель, когда она приехала в Киев в воскресенье, 22 августа, через два дня после того, как Владимир Путин встретился с ней в Москве. Несмотря на ее заявления по трем основным проблемам украинско-российских отношений — газопроводу «Северный поток — 2», войне в Донбассе и судьбе Крыма — ей это не удалось.
Что касается «Северного потока — 2», который должен будет поставлять в Германию 55 миллиардов кубометров российского газа ежегодно через Балтийское море, Киев расценил сделку, заключенную между Берлином и Вашингтоном 21 июля, как предательство. Положив конец американским санкциям, благодаря этой договоренности завершение строительства газопровода становится неизбежным, против чего всегда выступала Украина, полагая, что это позволит России экспортировать газ в Европу в ее обход и, следовательно, лишив ее важного источника дохода.
В воскресенье в Киеве канцлер Германии, которая уйдет в отставку после парламентских выборов 26 сентября, попыталась убедить президента Украины Владимира Зеленского в том, что ему не о чем беспокоиться. «Важно, чтобы Украина оставалась транзитной страной [российского газа]», — заявила она на совместной пресс-конференции со своим украинским коллегой. По этому поводу она заверила, что Германия в соответствии с соглашением от 21 июля обязалась продлить транзитный контракт между Россией и Украиной, срок действия которого истекает в 2024 году. «Чем раньше, тем лучше», — сказала она, добавив, что «США и Германия согласны с тем, что газ не должен использоваться в качестве геополитического оружия».
Надежды Киева рухнули
Со своей стороны Зеленский дал понять, что ему от этого не легче. «Что касается продления транзитного контракта после 2024 года, я вижу только очень общие вещи», — выразил он сожаление, имея в виду санкции, упомянутые Германией в случае агрессивной газовой политики Россия против Украины, механизм которой Киев считает слишком неопределенным, чтобы представлять собой эффективный способ давления на Москву. «Ошибочно не видеть, что „Северный поток — 2″ является опасным оружием не только для Украины, но и для всей Европы», — повторил Зеленский, явно подразумевая, что г-жа Меркель наивна, если думает иначе.
КонтекстМеркель — Зеленскому: газа нет, но вы держитесь (Страна)Страна.ua23.08.2021Bloomberg: Путин поднял ставки в энергетическом противостоянии с ЕСBloomberg23.08.2021Что касается Донбасса, региона на востоке Украины, где с 2014 года бушует война с сепаратистами, поддерживаемыми Москвой, канцлер Германии, в общем, обвинила «Россию в непосредственном участии в этом конфликте». Москва это отрицает, а мирные переговоры «топчутся на месте», по словам канцлера. Хотя она призвала к возобновлению переговоров в рамках «нормандского формата», который объединяет Украину, Россию, Францию и Германию, Ангела Меркель, тем не менее, охладила пылкие надежды Киева на то, чтобы Германия продала Украине оружие. «Мы очень рассчитываем, что Берлин изменит свою позицию по этому вопросу», — заявил Зеленский, пользуясь случаем, напомнив, что США и Великобритания намерены поставлять военные корабли на Украину.
Поддерживать «диалог» с Россией
Наконец, что касается Крыма, и здесь канцлер Германии разочаровала украинцев. Однако на своей пресс-конференции вместе с Владимиром Путиным в пятницу она неожиданно затронула этот вопрос, заверив, что Германия не изменит своей позиции относительно непризнания аннексии полуострова Россией. «Мы благодарим Германию за ее твердую позицию и за поддержку нашего суверенитета», — выразил ей признательность Зеленский в воскресенье.
Но отказавшись остаться в Киеве в понедельник на международную конференцию по Крыму, организованную Украиной накануне 30-й годовщины ее независимости, Меркель, которую будет представлять министр экономики Петер Альтмайер, а не министр иностранных дел Хейко Маас, официально занимающийся событиями в Афганистане, продемонстрировала свое нежелание быть к этому причастной настолько, насколько это было возможно. Это подтверждает еще раз ее идею о том, что по прошествии шестнадцати лет во главе Германии ее намерение поддерживать любой ценой «диалог» с Россией, о котором она напомнила в пятницу в Москве, не помешает ей осуждать действия Владимира Путина, но не позволит ей существенно изменить российскую политику, которая со временем стала еще более империалистической.
Источник: