Итак, французская компания LVMH должна называть свое шампанское «игристым вином», если хочет продавать его в России! Вся французская верхушка находится в смятении, а низшие слои общества оплакивают второе поражение после преждевременного выбывания на чемпионате Европы после победы швейцарцев. Какой скандал, говорят первые. Какая несправедливость, скандируют вторые. Теперь варвары крадут у нас символ нашего культурного и гастрономического наследия, кричат все они хором.
Следует напомнить, что ЮНЕСКО включила французскую гастрономию в нематериальное культурное наследие человечества и что искусство «хорошо пить» идет рука об руку с искусством «хорошо питаться». Ни один француз не может представить свадьбу или праздничную трапезу без шампанского или хотя бы без игристого вина для самых бедных.
Так тому и быть! Давайте не будем поставлять россиянам наш несравненный эликсир. Тогда им придется пить одну водку за обедом, слышу я то там, то здесь. Именно так они всегда и делали. Традиционная русская трапеза сопровождается рюмкой водки. На столе может быть столовое красное вино, но это относительно недавняя мода. Шампанское? Да, но изредка!
НО учтите: среднестатистический россиянин не любит французское шампанское. Кто-то считает его слишком сладким, кто-то слишком дорогим. Россиянин предпочитает полусухое шампанское местного производства, которое больше соответствует русскому вкусу. Это скорее десертное вино, которое пьют с тортом или мороженым. Его также пьют на свадьбах или на Новый год. Так что исчезновение с прилавков французского шампанского никак не отразится на предпочтениях миллионов россиян.
Если французское шампанское исчезнет с прилавков магазинов, единственные, кто пострадает, это буржуазная элита Москвы. Не знаю, любят ли они французское шампанское больше, чем среднестатистические россияне, но им доставляет безумное удовольствие видеть вылетающую пробку, выплескивающуюся из бутылки пену и оставлять бутылку наполовину полной на столе. Когда вы нувориш, вам нужно иметь дорогущую машину и показывать друзьям, что вы можете тратить деньги направо и налево.
Вопреки тому, что можно было подумать, шампанское не изобретено вчера. Уже в 1878 году в Крыму производили игристое вино под названием «шампанское». Товарищ Сталин в конце 20-х годов постановил, что шампанское должно быть по карману каждому советскому человеку. Посыл был таков: любимый напиток европейской аристократии доступен простым советским людям. Были опробованы различные методы приготовления пены, и, наконец, выдающийся русский ученый и энолог Антон Фролов-Багреев разработал новый метод, который позволил производить советское шампанское в больших количествах.
Успех был бесспорный, шампанское оставалось популярным на протяжении всего советского периода. В основном используется виноград шардоне (эталон белых вин), но есть и другие сорта винограда в зависимости от местности, где растут виноградники. Есть даже красное шампанское «Крымское».
КонтекстZaxid: непобедимое «Советское шампанское»Zaxid.net18.07.2021ЕП: французы проиграли русским, даже не начав войнуЄвропейська правда10.07.2021Bloomberg: Moet согласилась соблюдать новый российский закон об игристых винахBloomberg05.07.2021Шардоне — один из основных сортов винограда, используемый для производства французского шампанского. Конечно, Межпрофессиональный комитет по шампанским винам протестует на протяжении 40 лет и безуспешно пытается запретить наименование «шампанское». Россия в конечном итоге взяла на себя инициативу и решила зарезервировать наименование «шампанское» только для вин, произведенных в России. Недавно подписанный Владимиром Путиным закон запрещает называть иностранные вина «шампанским».
И снова единоличное решение. Шампанское пришло из провинции Шампань, и никто не может в этом сомневаться. Говорить, что шампанское может происходить только из России — это заблуждение. Хорошо, но есть прецедент, о котором мало кто знает! Если и есть напиток, который ассоциируется с Россией, так это водка. Никто не оспаривает право поляков, прибалтов или даже американцев производить напиток под названием «водка». Так же, как никто не запрещает производить игристое вино в любой стране мира, если только вы не пишете слово Champagne на этикетке. Эталонными брендами водки в России являются «Московская» и «Столичная».
Производство «Московской», узнаваемой по зеленой этикетке, было открыто в Москве в 1894 году. Государственная монополия на эту водку оставалась таковой на протяжении всего советского периода. Во время приватизаций в эпоху Ельцина некий Юрий Шефлер купил права на бренд «Московская», а также права на 42 других бренда за сумму 300 000 долларов. Позже выяснилось, что справедливая цена на эти бренды была 400 миллионов долларов. Сделка была отменена российским судом в 2000-х годах, но Юрий Шефлер тем временем купил водочный завод в Латвии, чтобы производить там «Московскую» и «Столичную». Затем он продал свои права голландской группе, которая позже уступила их немецкой компании.
Россия отстаивала свои права в судах различных европейских стран с неоднозначными результатами. Я опущу подробности. Некоторые признавали действия России правильными, а другие — нет. Сейчас «Московская» и «Столичная», которые можно купить в Европейском Союзе, производятся не в России, а в странах Балтии. Поэтому я задаю себе вопрос: что логичнее? Находить на наших прилавках в ЕС водку, название которой охраняется в России и чья этикетка гласит «из Москвы», но которая тем не менее производится немцами в Риге? Или покупать в России шампанское, которое производится не в Шампани, а в Крыму? Каждый будет судить по своему восприятию этого спора о собственности на торговую марку, но неизбежны двойные стандарты. Просто у нас многие эти двойные стандарты не признают из-за распространенной у нас антироссийской аллергии.
Можно с уверенностью сказать, что европейский суд сочтет Францию правой, но это не будет иметь никакого значения: в России национальное право имеет приоритет над европейским правом, а в ЕС — наоборот. Однако я не верю, что это останется единичным инцидентом. Российские власти упорно оспаривают право западных стран навязывать всем западное определение закона и западные ценности, которые страны Запада квалифицируют как универсальные. Подобные инциденты, а также более серьезные случаи не могут не повторяться в будущем. В заключение хочу сказать, что это не реклама каких-либо алкогольных напитков. Я всегда рекомендую пить умеренно и даже по возможности вообще не пить алкогольные напитки.
LVMH, мировой лидер в производстве предметов роскоши (Vuitton, Dior, Givenchy, Chaumet, Tiffany & Co и др.), имеет множество интересов, которые нужно отстаивать в России. Шампанское составляет лишь небольшую часть ее оборота, и группа не заинтересована в том, чтобы начинать непонятную войну и потерять российский рынок.
Я уверен, что LVMH и небольшие производители шампанского найдут компромисс для своей маркировки, но поскольку российские власти больше не доверяют ЕС и все мосты между нами сожжены, это может занять некоторое время. Вряд ли можно утверждать, что советский метод производства обязательно приводит к некачественному продукту. Дом Moët et Chandon даже купил лицензию на советский способ производства игристых вин.
Источник: